СОБЫТИЕ ГОДА: МТС КУПИЛИ "САНТЕЛ"

Свое соглашение обе стороны не случайно охарактеризовали как сделку года в Татарстане и очень заметное событие в российском бизнесе: крупнейшая российская компания сотовой связи заполучила контрольный пакет крупнейшего регионального оператора.

news_top_970_100

Свое соглашение обе стороны не случайно охарактеризовали как сделку года в Татарстане и очень заметное событие в российском бизнесе: крупнейшая российская компания сотовой связи заполучила контрольный пакет крупнейшего регионального оператора.

Разговоры о неминуемом приобретении "Мобильными ТелеСистемами" ОАО "ТАИФ-ТЕЛКОМ" (выступающего под маркой "Сантел") шли больше года. Сами же руководители компаний обдумывали такую возможность еще пять лет назад, хотя навстречу друг другу не торопились. Обе стороны, видимо, по-своему оценивали перспективы на будущее.

"Сантел" в определенной степени стал визитной карточкой Татарстана. Это и самая крупная местная компания с 334 тысячами подключенных абонентов и 221 базовой станцией. И первый, главный в РТ оператор сотовой связи стандарта GSM. И наверное, любимое детище управляющей компании "ТАИФ". Причем не просто любимое, а приносящее солидную прибыль. В чистом виде за прошлый год она составила 13 миллионов долларов - для региона цифра внушительная. Бросовым товар не назовешь.

В свой фактически шестидесятый российский регион МТС вошли, получив контрольный пакет акций "Сантела". 51 процент обыкновенных и 50 процентов привилегированных акций "Мобильные ТелеСистемы" получили за 61 миллион долларов. Одновременно компания "легализовалась" на рынке Татарстана, не тратя времени на получение лицензии (имеющейся у "ТАИФ-ТЕЛКОМа"). При этом стоимость "голого железа" - оборудования "Сантела", по словам руководителя компании Альберта Шигабутдинова, - 87 миллионов долларов. В общем, МТС, реализуя свою политику, сравнительно недорого получили курицу, несущую золотые яйца. Президент "Мобильных ТелеСистем" Михаил Смирнов прокомментировал приобретение как развитие своего бизнеса за счет расширения географии деятельности в регионах России.

С МТС все понятно. Самый крупный оператор в России, ведущий - в Восточной и Центральной Европе, имеющий почти 10 миллионов абонентов, закономерно развивается по законам рынка. Но почему именно местный бизнес пришлось передать в другие руки? Думается, причина все в тех же закономерностях рынка. Ведь в республику уже пришли "Вымпелком" и "Мегафон" и на первом этапе занялись демпинговой политикой. У "Сантела" резервов для отражения атаки просто нет, поэтому от конкурентной борьбы на равных пришлось отказаться. Продажа компании оказалась меньшей из зол, и тянуть с ней было нецелесообразно. Ведь стоимость "Сантела" неминуемо падала с укоренением в Татарстане китов общероссийской сотовой связи.

Что ждать от местного рынка теперь? По всей видимости, ситуация будет стабильной. По крайней мере, Михаил Смирнов заявил, что придерживается правил цивилизованной конкурентной борьбы. По его же словам, "земля МТС" будет покрыта единым тарифным зонтиком, но это не значит, что для местных пользователей наступит "коммунизм". Революционного снижения тарифов не будет.

Антон ШАБАРДИН.

news_right_column_240_400
news_bot_970_100