ЛЬГОТНАЯ ЗОНА ДЛЯ АРЕНДАТОРА

Местное самоуправление у нас вроде бы есть, но его как бы и нет: большинство поселков на окраинах столицы полностью зависят от районных бюджетов. Собственной, консолидируемой в управах, казны не хватает даже на карандаши и бумагу.

news_top_970_100

Местное самоуправление у нас вроде бы есть, но его как бы и нет: большинство поселков на окраинах столицы полностью зависят от районных бюджетов. Собственной, консолидируемой в управах, казны не хватает даже на карандаши и бумагу.

Но и там, где районные администрации сподобились отдать самоуправленцам часть налогов с продаж или с прибыли местных предпринимателей, доходы МСУ не на много выше - коммерция на городских окраинах, дай Бог, рентабельна на 10 - 15 процентов. С учетом малой платежеспособности столичных селян и повышенных транспортных расходов на доставку товаров управам с этих куцых платежей остаются копейки. Случается (как, например, в Давликеево или Воскресенском), владельцы "мини-супер" лавочек бросают едва ли не убыточный бизнес через несколько месяцев после старта. И тут уж никакими уговорами их обратно не заманишь.

Но дело не только в наполняемости бюджетов иллюзорной пока самоуправленческой власти. В депрессивных поселках чуть ли не 30-процентный уровень безработицы, повальное пьянство, подогреваемое "историческими" традициями самогоноварения - впору говорить о деградации и вырождении окраин процветающей Казани. Способ вырваться из замкнутого круга один - поднимать экономику, стимулировать развитие торговли и производств. Чем начиная с 1999 года администрация столицы стала активно заниматься - были предоставлены существенные (до 50 процентов) льготы по налогам на прибыль, расположенные на периферии торговые точки освобождались от арендной платы.

Введя в прошлом году II часть Налогового кодекса, федеральные мытари вспомнили и о порядком забытом Законе "О конкуренции и об ограничении монополизма на товарных рынках" - любые преференции посчитали нарушением равных условий ведения бизнеса. С последовавшим за этим ростом налоговых платежей и арендных сборов стали закрываться не только жизненно необходимые селянам магазинчики, но и малые предприятия - по ремонту автомобилей, садовой техники, сапожные мастерские. А те, кто чудом выжил, уже подыскивали покупателей для своего оборудования: например, Артур Закиров чуть было не продал автомастерскую на окраине Приволжского района, но вдруг случайно услышал, что казанские власти подготовили новое, льготное для предпринимателей социально-экономическое зонирование столицы.

- Смысл только что утвержденной на XVI сессии Казанского Совета схемы - в более точном учете особенностей ведения бизнеса на различных территориях города, - пояснил заместитель главы администрации Казани Рустам Нигматуллин. - Количество зон в зависимости от их привлекательности для предпринимателей увеличено с 7 до 11. Соответственно, и механизм начисления арендных платежей будет более справедливым: если на бойких центральных улицах коммерсантам придется платить 20 - 30 процентов сверх базовой арендной ставки, то на отдаленных окраинах коэффициент найма коммунальных площадей будет значительно меньше базового - 0,7 - 0,6.

На практике это означает, что условия аренды отныне будут разниться даже у соседей: одно дело, когда киоск или фотоателье расположено на оживленной магистрали типа улицы Восстания или Чистопольской. Совсем другое, если они находятся в глубине жилого комплекса или на отшибе микрорайона - пониженные коэффициенты будут хоть как-то компенсировать отсутствие нелегитимных теперь льгот. Но нерешенным остается главный вопрос - о величине самих арендных ставок. Если Минземимущество продавит "рыночный" механизм начисления платежей за наем государственной недвижимости и базовые величины скакнут в 2,5 - 3 раза, нерентабельными окажутся не только магазинчики на окраинах Казани, но и многие успешно развивающиеся в последние годы малые и средние предприятия. Например, по производству стройматериалов, оказанию бытовых услуг, автосервис. Тогда и с надеждой на экономическое оживление полунищих поселковых самоуправлений придется расстаться. Боюсь, на долгие годы.

Дмитрий ВИШНЕВСКИЙ.

news_right_column_240_400
news_bot_970_100