Дом высотой более пяти этажей невозможно себе представить без лифта. Крайне дискомфортно будет чувствовать себя человек, вынужденный ежедневно подниматься пешком на девятый этаж, поэтому за работой лифтов бдительно следят работники Казлифтсервиса. О том, как это происходит, вы узнаете, прочитав статью.

Кабина лифта остановилась между пятым и шестым этажами. Я принялась тыкать в кнопки, но вскоре поняла: агрегат застрял намертво. Ничего не оставалось, как вызывать подмогу.

- Сработало устройство защиты, - пояснила пришедшая вскоре лифтерша, открывая дверь аварийным ключом.

- С чего бы это? Я ведь просто ехала...

- Устройство срабатывает в тех случаях, когда посторонний пытается разжать двери шахты, - объяснила словоохотливая женщина. - Представь, какой-нибудь глупый мальчишка засунет, к примеру, палец между дверями, а движущаяся кабина его и отрежет.

- Неужели такое бывает? - содрогнулась я.

- Это еще что. Вот года три назад такой случай был. Двое шестнадцатилетних пацанов вручную открыли двери шахты - подсмотрели действия механиков и влезли на крышу кабины. А потом, пользуясь пультом управления, стали на ней кататься. Один из них наклонился посмотреть, что внизу делается, да не заметил, что сверху на него движется бетонный противовес. Раздавило беднягу насмерть. После этого на все лифты поставили защитные устройства.

- Какой ужас! А если бы кнопка вызова не работала, я бы так и осталась сидеть в лифте?

- Нет конечно! - улыбнулась моя спасительница. - Раз интересно, пойдем, сама все увидишь.

Так я оказалась в объединенной диспетчерской службе ?38. Освободившая меня лифтерша

Надежда кивнула на пульт:

- Видишь там лампочки? Каждая из них - это лифт в подъезде. Горит зеленая лампочка - лифт работает, красная - нет. Так что даже если в кабине нет связи, лифтер все равно пойдет проверять остановившийся лифт. После того как установлена неполадка, лифтом занимается механик. В случае отключения электричества мы обходим участок каждые два часа. После 21 часа начинается аварийное обслуживание: обход прекращается, а кабины с неисправной связью отключаются. На лифт мы идем только в том случае, если в нем кто-то застрял. К сожалению, некоторые нетерпеливые люди, не дожидаясь лифтера, пытаются выбраться самостоятельно. Иногда умудряются выбить даже металлическую дверь в кабине, а потом жалуются, что лифт не работает.

- В течение какого времени лифт должны привести в рабочее состояние?

- Если поломка незначительная, то механик все исправит в тот же день. На плановый допустимый ремонт отводится 32 часа в месяц. Если лифт не работает дольше, то жильцы имеют право не оплачивать превышенное время простоя. В случае умышленной порчи лифта (сломанные двери, сгоревшая кабина) требуется либо ремонт, либо замена кабины. На Амирхана, 4а, к примеру, сгоревший лифт простаивает уже больше года... Жильцы писали директору коллективную жалобу, но ремонтировать лифт никто не спешит.

- Деньги, собираемые с жильцов за пользование лифтом, не могут покрыть весь причиненный ущерб, - ответил директор Казлифтсервиса Евгений Белов, к которому я обратилась за разъяснением, - а финансирования из других источников мы не получаем. Много лифтов необходимо сменить в связи с истекшим сроком эксплуатации - 25 лет. Стоимость одного нового лифта и оборудования к нему - 328 тысяч рублей, установка - еще 200 тысяч. В этом году в городе необходимо сменить 210 лифтов, но республика выделила средства только на 25.

- Тогда почему во многих новостройках не работают лифты? Они же новые!

- Прежде чем запустить лифт в работу, его должны тщательно проверить, - пояснила Надежда, - и если по каким-либо причинам он не работает - значит, еще не принят и может быть опасным для граждан. Рабочие лифты тоже подвергаются проверкам. Ежегодно они испытываются независимым инженерным центром, а раз в два года их проверяет Гостехнадзор. Бывают и курьезные случаи. Однажды мы пришли на неисправный лифт и обнаружили спящего в нем нетрезвого мужчину, из-за которого двери кабины не могли закрыться. Веса в нем было не менее центнера, и мы вдвоем с напарницей вытаскивали его оттуда. Это надо было видеть!

Поблагодарив Надежду за информацию, я собралась домой. Напоследок лифтеры попросили меня через газету призвать граждан к аккуратному пользованию лифтами, ведь тогда они и работать будут гораздо дольше. К творящим с лифтом безобразия обращаться, я думаю, бесполезно. Что же касается годами неработающих лифтов, то будем все-таки надеяться на лучшее. А что нам еще остается?

Диана ШАГИАХМЕТОВА.