- Останови кобылу! Куда прешь, гад, против "мерса"? - высунувшийся из окна иномарки бугай отчаянно клаксонил и отпускал крепкие отечественные приветствия в адрес мужичонки в малахае. Тот медленно разворачивал две тяжело груженные досками телеги, не торопясь пропустить на повороте в дачный комплекс навороченного "хозяина жизни".

- Да пошел ты со своим "фольксвагеном", недомерок! У меня у самого два "ауди" на приколе! - проявил неожиданные познания в автоделе извозчик, вмиг приметивший, что у бугая вовсе не "мерседес", а куда менее престижный "гольф".

Опешивший от такой наглости "бык" начал уже было вылезать из "кабриолета", чтобы показать деревенскому "чму", кто здесь недомерок. Но тут кобыла, оказавшаяся мощным тяжеловозом, вдруг стала сдавать телеги аккурат к бамперу иномарки. Матерясь, бугай едва успел заскочить в салон, врубил заднюю передачу. "Фольксваген" взревел и чудом избежал столкновения, съехав в последний момент в глубокий кювет.

- Ну ты даешь, не боишься связываться с такими уродами? - подошел я к известному всем в окрестностях Победилово Фидаилю Гайнуллину. - Уроют в два счета, хорошо что ты его "танк" не поцарапал...

- Кто кого уроет еще вопрос, - философски заметил возчик. - У меня три сына в бизнесе, со всеми местными "авторами" на "ты". С эти гадом вмиг бы разобрались... Тебе, кстати, пиломатериалы не нужны?..

Пять лет назад вышедший на пенсию сварщик Гайнуллин понял, что с приличными "нефтепродуктовскими" заработками распрощался навсегда. Копаться с утра до ночи на 25 сотках огорода (именно так выживает большинство местного населения) не прельщало. Да и сыновья только что вернулись из армии. Нужно было как-то пристраивать их к делу и ставить на ноги. Тут-то Федя и вспомнил, что еще год назад сосед предлагал ему за копейки оставшуюся от отца ломовую лошадь и оборудованную по всем правилам грузовую колымагу. А не рискнуть ли заняться частным извозом? Гайнуллин отлично знал, что потребности местного населения в дешевом транспорте постоянно растут - возчиков в поселках практически не осталось, а сельхозпроизводство и частное строительство (в связи с коттеджным бумом) требуют все большего грузооборота.

Помогло то, что Фидаиль лошадей любил с детства - дед был признанным коневодом, его приглашали даже на казанские скачки. Норов животных знал до тонкостей. Но если уж заниматься извозом профессионально, нужно сразу ставить бизнес на поток - необходимо искать побольше заказов и создавать приличную кормовую базу.

- Все, пацаны! - заявил что-то уж долго оттягивающимся после армии сыновьям Гайнуллин. - Хватит валять дурака, будем "бабки" зарабатывать.

Поначалу парни решили, что у отца просто крыша поехала - что они тут заработают с тихоходной кобылой? Но батя заставил ребят взяться за дело всерьез - соорудили просторную конюшню с расчетом на увеличение поголовья, закупили у окрестных пьянчуг дешевое сено. Сам Гайнуллин занялся поиском заказчиков: излазил пять близлежащих поселков и нашел выгодные подряды под перевозку угля и дров, стройматериалов, кормов и картофеля. Дело закипело - уже к исходу первого бизнес-сезона прикупили двух ломовых меринов, обзавелись современными высокопроходимыми колесами с камской "резиной".

С тех пор местные жители и окрестили Фидаиля Гайнуллина Першероном Федей. Хотя никаких чистокровных першеронов у него и в помине нет.

- Если бы мои пацаны не были помешаны на автотранспорте, я бы германских лошадок давно приобрел, - поделился как-то под рюмку коммерческими планами Гайнуллин. - Да и то сказать, за пять лет два "ауди" и пять новых тяжеловозов - разве плохо? Кстати, ребята правы оказались, без "тачек" мы сейчас как без рук: договора заключаем, да и на "стрелки" ездить случается - без надежной "крыши" здешних боссов в грузоперевозках и двух рублей не заработаешь.

Гайнуллин давно нанял пятерых конюхов из местных - нынешние объемы бизнеса требуют от семейного трио коллективного умелого менеджмента. Тем более, что в последнее время "Першерон Федя" сосредоточился на перевозке именно стройматериалов.

- А что навозом не занимаешься? - поинтересовался я. - Или бы уж хоть грузовых "газелек" прикупил - грузоподъемность-то больше?

- Дерьмовозов в окрестностях навалом, - усмехнулся Фидаиль. - А насчет "газелек" - эксплуатация моих ломовиков на порядок дешевле, зуб даю. Да и душа, если честно, к животным больше тянется. Я, кстати, уверен, лет через 10 лошади здорово подскочат в цене - использование их в малом бизнесе и сельском хозяйстве куда рентабельнее даже малых грузовичков.

История "Першерона" - лишь один из многих примеров того, что малое предпринимательство в самоуправляющихся казанских управах потихоньку растет. Во многом потому, что подобный бизнес - едва ли не единственная возможность достойного существования на окраинах. А проблемы везде одинаковые: чиновный рэкет и попытки уйти в тень - чтобы по возможности вообще не попадать в поле зрения государства, которое до сих пор рассматривает малое предпринимательство как средство пополнения дырявой казны, а не инструмент стабилизации экономики.

Дмитрий ВИШНЕВСКИЙ.