На сегодняшний день Госдумой Российской Федерации в первом чтении принят закон о местном самоуправлении. Насколько он важен, своевременен и какие вопросы возникают в связи с вступлением в силу этого закона, мы и беседуем с депутатом КСНД, членом комиссии по вопросам законности и правопорядка, депутатской этики и самоуправления Камилом Фергатовичем АБДУЛЛИНЫМ.

- Этот закон так или иначе затронет все аспекты жизни граждан РФ. Потому что он вносит кардинальные изменения в систему управления власти в России. Есть федеральная власть, есть власть субъекта, и будет третий уровень - власть муниципальная. Этот закон, который хотят ввести с 2005 года, упорядочит управление страной, с одной стороны, с другой - приведет к единообразию. Ведь на сегодняшний день способы управления страной в субъектах федерации многовариантны: где-то главы администраций, где-то уже муниципальное управление. Поэтому хотят прописать все полномочия муниципальной власти и органов самостоятельного управления.

Закон очень важен, поскольку он косвенно затрагивает и Налоговый кодекс, и Бюджетный кодекс, другие вытекающие из этих кодексов подзаконные акты. Он значительно расширяет полномочия муниципальной власти, ее обязательства, но прописывает и уровень ее ответственности перед населением. Ведь все вопросы местного характера ложатся на плечи муниципальной власти.

- Все это предусмотрено в законе?

- В этом законе, на мой взгляд, не совсем четко прописаны источники дохода и механизм финансирования местной власти. Меня беспокоит, как бы введение закона, не создав новых радикальных структур, хорошо работающих, не разрушило бы уже работающую систему управления муниципальной власти, связи с населением. На сегодняшний день любому гражданину дойти до органа власти субъекта федерации, города крайне сложно. Сегодня он знает, что есть районная администрация, ЖЭУ, глава местного самоуправления и они будут решать его каждодневные вопросы. Если самоуправление есть самостоятельная муниципальная власть, у нее должны быть самостоятельные финансовые рычаги в решении каждодневных вопросов, живые деньги. Для этого должны оставаться налоговые сборы. В законе, например, прописано, что муниципальная власть имеет право распоряжаться своим имуществом. Продавать и сдавать в аренду имущество, землю, и это будут доходные поступления.

- Органы местного самоуправления возлагают большие надежды на земельный налог.

- Земельный налог существует, будет значительной доходной бюджетной базой. Началась продажа земли, сдача ее в аренду. Собственник всегда будет рационально использовать землю, заставляя ее работать. Муниципальные власти станут требовать налоги с земли, имущества, у них появляются рычаги управления. В дальнейшем закон должен четко оговорить долю отчислений от налогов, которые будут поступать от владельцев земли и имущества. Но закон определяет следующее: субъекты федерации имеют право и будут наделять государственными полномочиями местные органы власти, не прописанными муниципалитетом, что отчасти позволит решать им финансовые проблемы, т.к. эти полномочия должны быть подкреплены деньгами. Это разумно и правильно, поскольку, если осуществлять функции, скажем, правоохранительные, то у городского главы должны быть источники по содержанию милиции.

- Сегодня зачастую у глав местного самоуправления опускаются руки...

- Опять же потому, что у них нет финансовых рычагов для решения тех вопросов, что ставят перед ними избиратели. Проблем много, но если у главы районной администрации прописаны расходы на решение этих проблем, то он делегирует их местному самоуправлению. При этом устраивает тендеры на оказание услуг населению. Так должно быть везде. По Казани, по всей республике. Закон это подразумевает.

- И все будут работать в равных условиях?

- Сегодня в законе прописан одинаковый подход ко всем. Но у каждого субъекта федерации своя специфика. Одинаковую рубашку на всех примерить будет сложно.

Сейчас идет тенденция централизации, концентрации власти в федеральных центрах. Аналогичная ситуация происходит и в субъектах федерации. В этой ситуации каждый нижестоящий уровень власти считает себя ущемленным в своих правах и полномочиях. Поэтому в законе должна быть четко прописана ответственность каждого звена власти. Кроме того, в каждом законе, вытекающем из основного, должны быть прописаны полномочия. И прежде всего в налоговом. Если нет налоговой базы у власти, она неэффективна. То, что сейчас отчасти и происходит в органах местной власти. Поэтому реформа местной власти нужна однозначно. А она предполагает жить по средствам.

Владимир ТИЛЛЬ.