Работа официанта - одна из немногих, куда можно устроиться сразу после школы, поэтому среди молодежи она довольно популярна.

На первый взгляд, никаких особых умений здесь не требуется, но не все так просто, как кажется.

Официантами работают две категории людей. Первую в основном составляют студенты и молодые люди без специального образования. Для них эта работа - промежуточный этап в жизни, временный способ заработать деньги. Вторая категория - это профессиональные официанты, преданные своему делу, из которых со временем вырастают администраторы, а иногда даже директора кафе и ресторанов. Но и они когда-то начинали с малого и наверняка через многое прошли, прежде чем стали трудиться в престижном месте.

Любой официант подтвердит, что его работа довольно тяжелая и нервная. Приготовьтесь быть на ногах по 12, а то и по 15 часов в сутки, перекусывать на ходу и спокойно реагировать на визг администратора: "Немедленно смени пепельницу у второго столика!" Желательно как можно быстрее выучить меню и знать, из чего готовится любое блюдо.

В каждом заведении существуют свои требования к обслуживающему персоналу, но везде придется усвоить железное правило: клиент всегда прав. Придя в кафе с плохим настроением, он может придраться к любой мелочи и раздуть ее до вселенских масштабов. Нужно сохранять самообладание и помнить, что ругаться с посетителем строго воспрещено. Начальство не станет слушать объяснения типа "он первый начал", виноватым всегда останется официант. В конфликтных ситуациях рекомендуется мило улыбаться, всячески успокаивать клиента и повторять ежеминутно:

- Конечно, конечно, вы абсолютно правы! Сейчас мы все исправим!

А там, глядишь, он и волком смотреть перестанет, и даже на чай оставит.

Есть и другая категория клиентов, которые часто встречаются девушкам-официанткам. На вопрос: "Что будете заказывать?" они обычно отвечают: "Девушка, а мы с вами раньше не встречались?" Эти люди вежливы и обходительны и чаще всего не доставляют никаких проблем (если, конечно, не начинают после третьей рюмки слишком настойчиво требовать ваш телефончик).

Даже под конец рабочего дня не следует терять бдительность. Неправильно заполненный счет может спровоцировать очень неприятную ситуацию, тем более если посетитель - женщина. Она вполне может вытащить из сумки калькулятор, и... не дай Бог вам ошибиться даже на два рубля! Кроме того, не забывайте, что не все посетители бывают честными. Какая-нибудь веселая компания может заказать чуть ли не половину наименований из меню, а потом выйдет на крыльцо (якобы покурить)... Когда вы, наконец, заметите долго пустующий столик, будет уже поздно. Оплачивать их счет вам придется, увы, из своего кармана. Поэтому расслабляться на рабочем месте нельзя ни в коем случае.

Что касается служебного обеда, то чаще всего эта услуга бесплатная (хотя бывают и исключения), а вот добираться после работы до дома придется за свой счет.

Зарплата у официантов, тем более начинающих, невелика - около 1500 - 2500 рублей. Некоторые заведения платят своим сотрудникам определенный процент от выручки, что в общем-то гораздо удобнее, поскольку деньги можно получать хоть каждый день. Минус этой системы лишь в том, что, если посетители мало закажут, зарплата тоже, соответственно, будет небольшой. Что касается чаевых, то это зависит целиком от качества обслуживания и от щедрости клиентов. Кто-то может оставить два рубля, а кто-то разорится и на несколько сотен. Тут уж как повезет.

Диана ШАГИАХМЕТОВА.