Практически за скобками обсуждения Стратегии развития Казани до недавнего времени оставался важнейший вопрос: способна ли столичная экономика решить поставленные перед ней амбициозные задачи?

Артур Батчаев, один из ведущих экспертов "Леонтьевского центра", вслед за аналитиками из казанского комитета по экономике и промышленности полагает, что авиационный комплекс может и должен стать одним из главных "моторов" быстрого развития высокотехнологичных инновационных отраслей городской экономики. Действительно, к 2015 году планируется увеличение объемов производства казанского авиапрома в три раза. Прежде всего за счет экспортно-ориентированной продукции КВЗ (вертолеты "Ансат", МИ-38, "Актай") и модернизации среднемагистральных пассажирских самолетов (ТУ-214, ТУ-130). Однако и петербургские эксперты признают: развитие базовых высокозатратных отраслей вроде авиастроения и нефтехимии ("Оргсинтез") мало зависит от усилий Казани. Многие параметры успеха закладываются на общефедеральном или мировом уровне - от формирования благоприятного налогового климата до ситуаций в отдельных экономических регионах (Африка, Ближний Восток, Тихоокеанский бассейн), создания условий для экспансии казанской продукции на рынки развивающихся стран.

Словом, как там сложится с самолетами или полиэтиленом, бабушка надвое сказала.

По мнению депутата Казанского Совета Игоря Привалова, ставшего недавно гендиректором республиканского Агентства по развитию предпринимательства, резервы у нас под ногами. В малом бизнесе до сих пор заняты лишь 125 тысяч казанцев, и он дает не больше десятой части бюджетных поступлений. В торговле и общественном питании трудится всего 9 процентов трудоспособных граждан, тогда как, например, в Северной столице их число равняется количеству занятых в промышленности. Неизмеримы возможности для развития малого предпринимательства в полностью монополизированной пока сфере ЖКХ, но, увы, перспективы малого бизнеса во многом зависят от "политической воли" властей. Слишком много барьеров на его пути (особенно на республиканском уровне). Похоже, что руководителям будущего казанского муниципалитета придется активнее ломать сопротивление бюрократии.

По мнению руководителя крупнейшей инвестиционной компании Поволжья Закии Шафиковой, уже в ближайшие годы при грамотной инвестиционной политике столица РТ сможет привлечь в экономику до 70 - 80 процентов из тех 10,8 млрд. рублей и 3,2 млрд. "евро-долларов", что хранятся сегодня на официальных банковских вкладах горожан. Похоже, казанская экономика способна к прорыву. А произойдет ли он, во многом зависит от того, насколько быстро и эффективно мы сумеем преодолеть доставшийся от социалистических времен опасный "военно-машиностроительный" крен столичной индустрии.

Дмитрий ВИШНЕВСКИЙ.