Мы живем в динамично развивающемся мире, в эпоху глобализации, усиления международной конкуренции, стремительных перемен в российской экономике. Наш город растет и преображается наряду с другими городами России, Поволжья, Татарстана. Каждый мегаполис стремится стать удобным для жизни, привлекательным для инвестиций, выгодным для бизнеса и комфортным для отдыха.

Больше шансов добиться конкретных результатов у городов, имеющих хорошие конкурентные преимущества. Что такое конкурентные преимущества применительно к городу? В первую очередь, это, конечно, географическое положение, экономический потенциал, образовательный уровень его жителей и многое другое. Но этого недостаточно. В условиях жесткой конкуренции город, жители которого осознают себя единым сообществом, вместе ставят перед собой конкретные цели и вместе работают над их реализацией, безусловно, имеет значительные преимущества перед городами-соседями, привыкшими жить по старинке, полагаясь на авось. Наличие четких целей и ясных приоритетов во всех сферах жизнедеятельности города улучшает его позиции, позволяет сглаживать негативные внешние факторы, легче находить общий язык с республиканскими и федеральными органами власти, международными организациями.

Именно поэтому городская администрация 2002 г. выступила инициатором создания Стратегии развития Казани до 2015 г. Сегодня уже позади изучение опыта стратегического планирования, накопленного европейскими и российскими городами, анализ ситуации, рабочие совещания и обсуждения с привлечением широкого круга специалистов из самых разных сфер городской жизни, сбор предложений и замечаний от депутатов, руководителей крупных предприятий, банков, ассоциаций бизнеса, специалистов вузов и студентов, сотрудников научных институтов, журналистов, деятелей культуры, представителей общественных и неправительственных организаций, наиболее авторитетных горожан. Состоявшийся диалог о будущем города позволил соединить знания специалистов, занятых в самых разных областях, выявить идеи и инициативы, согласовать интересы представителей различных групп городского сообщества. Результатом проведенной работы стал документ, позволяющий увидеть будущее Казани через 10 - 15 лет с учетом географического положения города, реалий современной экономической и общественно-политической жизни и интересов различных социальных групп. Начавшийся диалог о будущем родного города не закончен, он будет продолжаться. Стратегия развития Казани - живой документ, который должен меняться одновременно с городом и его жителями.

Мы все живем в этом городе, ходим по его улицам, читаем одни газеты, обсуждаем одни и те же городские новости и вряд ли часто задумываемся, что же такое современная Казань. Однако, начиная работу над Стратегией развития города, надо четко понимать, что представляет собой мегаполис сегодня.

Казань - один из крупнейших городов Восточной Европы и России, имеющий тысячелетнюю историю, исключительно выгодное географическое положение. Казань является главным городом Республики Татарстан, на него приходится примерно 80 - 85% промышленного потенциала республики. Наш город - своеобразный центр взаимодействия европейской и азиатской культур. К нашим отличительным особенностям можно отнести многонациональность и многоконфессиональность, богатое историко-культурное наследие. Казань - образовательный центр Поволжья. Казань - это крупные предприятия ВПК, высокие темпы строительства муниципального жилья, высокая обеспеченность жилой площадью из расчета на одного жителя. Так, может быть, нашему городу и не нужна стратегия развития, слишком уж благоприятная вырисовывается картина?

Но есть и другая Казань - город с достаточно сложной экологической и демографической ситуацией, относительно невысоким уровнем доходов населения и социальным расслоением общества. Городская жилая среда характеризуется изношенностью коммуникаций, разрушением ряда территорий исторического центра, наличием крупных предприятий в черте города. Поэтому, видимо, нам все-таки стоит задуматься над тем, как наш многомиллионный город с тысячелетней историей должен развиваться, идти вперед, используя свои преимущества и нейтрализуя негативные тенденции.

Если спросить казанцев, каким они хотят видеть родной город через 10 - 15 лет, то мы услышим разные мнения. Для кого-то будет самым важным экономический рост, работа казанских предприятий, передовые технологии. Кто-то скажет, что для него самое главное - это возможность получения в будущем качественного медицинского обслуживания, повышение уровня образования в школах и вузах. Для кого-то на первом месте окажутся проблемы экологии. Жизнь большого города многогранна - это промышленное производство и сфера услуг, образование и медицина, архитектура и дороги и т.д. Если сосредоточить усилия лишь в одном или двух направлениях, то это не только не сможет удовлетворить чаяния всех горожан, но и не принесет ожидаемого эффекта. Говоря о будущем города, надо подходить к решению накопившихся проблем комплексно. Это более грамотный и адекватный подход, тогда положительные изменения в одном секторе станут стимулом для развития других. Исходя из этой логики, в Стратегии развития Казани все городские проблемы объединены в три больших блока: "Общество", "Экономика" и "Городская среда".

Но это не единственное требование к плану будущих преобразований. Пытаясь увидеть будущее города, нельзя просто начать фантазировать без учета современных реалий. Если мы скажем, что хотим, чтобы в 2015 г. уровень жизни в Казани достиг уровня жизни, скажем, в Париже или Лондоне, то это будет лишь фантазия, не имеющая под собой оснований превратиться в реальность. Если выбрать инерционный путь развития города, то мы просто потеряем время, которое потом придется наверстывать следующим поколениям. В ходе работы над Стратегией предпочтение было отдано "прагматичному" пути развития. Именно за такой сценарий отдали свои голоса специалисты в ходе состоявшихся обсуждений и дискуссий и жители Казани, принимавшие участие в социологических опросах, проведенных в ходе работы над Стратегией. Специалисты и рядовые горожане единодушно отнесли к первоочередным проблемам, сдерживающим развитие и оказывающим негативное воздействие на все стороны городской жизни, проблемы, накопившиеся в жилищно-коммунальной сфере, неудовлетворительное состояние городской среды, недостаточную обеспеченность и низкое качество услуг, оказываемых в социальной сфере. Проще говоря, больше всего казанцев беспокоят состояние жилых домов и низкое качество обслуживания в сфере ЖКХ, работа транспорта, плохое качество дорог и пробки, недостаточное количество медицинских учреждений, спортивных залов, мест, где можно отдохнуть. Учитывая объективную ситуацию и высказанные мнения, участники разработки Стратегии объединили эти наиболее злободневные для города проблемы в отдельный блок, который получил название "Улучшение среды жизнедеятельности".

Вместе положительные изменения в социальной сфере, экономический рост, благоустройство городской среды и создание комфортных условий проживания направлены на достижение главной цели - повышение качества жизни горожан.

Кому-то может показаться, что правильнее было бы обозначить главную цель развития городского сообщества как повышение уровня жизни его членов. Однако качество жизни - понятие более широкое, чем уровень жизни, включающее не только доходы населения. Качество жизни - это среда обитания, повышение уровня образования, снижение уровня безработицы и социального неравенства, благоприятная экологическая обстановка, хорошее медицинское обслуживание, позволяющие увеличить среднюю продолжительность жизни горожан.

Именно на повышение качества жизни в родном городе должны быть направлены совместные усилия членов городской администрации, руководителей промышленных предприятий, образовательных и медицинских учреждений. И не только руководителей, а и учителей, врачей, строителей, журналистов... Наше будущее зависит как от городских властей, так и от нас с вами. Администрация должна стать более открытой по отношению к своим жителям, вовлекать в работу общественные организации, учиться строить диалог с активной частью горожан, чувствовать свою ответственность, подконтрольность городскому сообществу. А мы должны быть более активными участниками городской жизни, участвовать в решении накопившихся проблем, проявлять инициативу, отстаивать свои права. Именно на таких условиях возможен эффективный диалог власти, бизнеса, рядовых горожан, направленный на формирование и развитие гражданского общества.

Самое главное для любого города - это его горожане. Каким мы хотим видеть жителя Казани через 10 - 15 лет? Видимо, все согласятся, что мы должны быть здоровыми, иметь хорошую работу и достойную заработную плату, быть уверенными за свое будущее и будущее своих детей, быть спокойными за свою старость и старость наших родителей.

Если мы с вами будем образованными, работоспособными, инициативными, то за будущее Казани можно не беспокоиться. А значит, сосредоточить свои усилия надо на том, чтобы наш город в ближайшем будущем сохранил статус крупного образовательного и университетского центра, чтобы сохранялись и приумножались культурные и исторические традиции, которыми всегда так славилась Казань. Многое надо сделать и для улучшения системы городского здравоохранения. Как в любом динамично развивающемся городе, в Казани на сегодняшний день остро стоит проблема нехватки учреждений культуры, спорта и здравоохранения в новостройках, а значит, не откладывая в долгий ящик, надо решать эту задачу.

Еще одной острой проблемой стало социальное расслоение горожан, неоднородность городского сообщества. Если мы хотим в ближайшие 10 - 15 лет сгладить это неравенство, надо сосредоточить усилия на создании системы эффективной адресной поддержки нуждающихся. Речь идет об оказании реальной помощи тем социальным группам, которые в первую очередь нуждаются в помощи, - детям и семьям с детьми, одиноким пожилым людям, ветеранам, инвалидам.

В самое ближайшее время Государственная дума должна принять закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которому Казань получит статус муниципального образования. Это повлечет за собой реформу органов местного самоуправления. Необходимо использовать эту возможность и активно включиться в решение городских проблем, выступать с инициативами, преодолевать разобщенность отдельных групп горожан на пути к созданию сплоченного общества.

Можно сказать, что состояние экономики миллионного города является лакмусовой бумажкой, по которой можно определить положение дел во всех сферах жизни мегаполиса. На сегодняшний день экономика Казани развивается быстрыми темпами, но останавливаться нельзя, надо идти дальше. Устойчивый экономический рост - это новые рабочие места, повышение заработной платы, налоги в городской бюджет, социальные программы и т.д. Стратегия развития Казани ставит целый комплекс задач перед крупными промышленными предприятиями города. Для того чтобы чувствовать себя уверенно в завтрашнем дне, наша промышленность уже сейчас должна инициировать выпуск новых видов продукции, использовать современные технологии и материалы, более активно привлекать к совместной работе научные институты, только в этом случае выпускаемая казанскими предприятиями продукция может быть конкурентоспособна в будущем, может экспортироваться в другие города России и за рубеж.

Конкурентоспособность городской экономики определяется благоприятным хозяйственным климатом. Благоприятный хозяйственный климат, иначе говоря, комфортные условия для развития бизнеса, это не столько налоговые льготы, сколько снижение административных барьеров. Для того чтобы бизнесмен решил открыть новое предприятие в Казани, а не в другом городе России или Поволжья, он должен знать, что здесь он быстрее пройдет все согласования, что в городе есть свободные участки с обновленными инженерными сетями и есть свободные мощности для расширения производства, есть квалифицированные специалисты. Мощным стимулом для развития всех отраслей экономики всегда были инвестиции. Наш город должен стать инвестиционно привлекательным. Надо создать такие условия, чтобы не только наши банки и предприятия вкладывали средства в развитие промышленности и сферы услуг, но в Казань активнее приходили российские и иностранные инвестиции.

В ходе обсуждений Стратегии развития Казани эксперты и специалисты отмечали, что хозяйственный климат в городе во многом определяется законами, принятыми на уровне Москвы и Татарстана. Так, например, дальнейшее развитие казанских предприятий авиастроения в значительной степени зависит от крупных федеральных заказов, решение о размещении которых никак не может быть принято на уровне города. В то же время средний и малый бизнес более восприимчивы к принимаемым на городском уровне решениям. Поэтому администрация должна направить свои усилия на поддержку именно этого сектора экономики. Опыт зарубежных городов и прогнозы местных специалистов говорят о том, что через 10 - 15 лет в малом бизнесе может быть занято не менее половины всех работающих казанцев.

Невозможно представить себе будущее Казани без уютных дворов, чистых улиц и больших площадей, нового жилья и реконструированных памятников истории и архитектуры, современных магистралей и зеленых парков. От состояния городской среды зависит не только привлекательность столицы Татарстана в глазах потенциальных инвесторов и туристов, но и качество жизни казанцев, степень доверия горожан к руководству города.

В последние годы облик города претерпевает существенные изменения, активно ведется новое строительство, скоро войдет в строй метро, много положительных перемен в исторической части города, но Стратегия развития Казани выдвигает новые требования к городскому ландшафту. Исторический центр города - неотъемлемая часть этого ландшафта. В настоящее время часть исторической застройки, расселенной по Программе ликвидации ветхого жилого фонда, превращается в руины. Сохранение и возрождение центра - одна из приоритетных задач в градостроительной сфере на ближайшие годы. В решении этого вопроса у нас нет времени на раскачку. Архитекторы и градостроители должны в самое ближайшее время четко определить, какие здания в центре подлежат сносу, чтобы начать здесь новое строительство, а какие памятники истории и архитектуры необходимо сохранить любой ценой.

Стратегия развития Казани предлагает в ближайшие 10 - 15 лет выбрать интенсивную градостроительную политику и ограничить освоение новых территорий. На деле это означает, что новое строительство предлагается вести за счет увеличения плотности городской застройки и на территориях, высвобождаемых в ходе вывода за пределы города промышленных предприятий.

В перспективе для города остро встанет проблема ремонта или реконструкции жилого фонда 1950 - 70-х гг. Возможно, решение судьбы "хрущевок" можно увязать с завершением строительства коттеджных поселков, расположенных на окраинах города и замороженных из-за отсутствия финансовых средств. Администрации и горожанам придется определять приоритеты и пути решения накопившихся проблем.

Экономический рост, активное новое строительство потребуют адекватных мер по обеспечению города инженерной и транспортной инфраструктурой, дополнительными мощностями. Рост социальной активности в обществе, реформа местного самоуправления потребуют участия казанской общественности в обсуждении наиболее крупных строительных проектов, что в свою очередь будет способствовать !r&5@0 2> 2@5<O =>G=>3> ?>60@0 2 A04>2>< >1I5AB25 B;0H:8=>-2, GB> 2 5;5=>4>;LA:>< @09>=5, ?>381;8 B@8 G5;>25:0.5 3>4K.89  & ! "  +  ""+3>4 ;p#=5:>B>@KE 25=35@A:8E 02B>1CA0E ":0@CA", :>B>@K5 4> A8E ?>@ ?5@52>7OB :070=F52, 5ABL :=>?>G:0, ?>4?8A0==0O "!2O7L A 2>48B5;5<". 838..> #?!,  #& /!/ ", !!" "!/aA ?AC11>BC A?5F80;8ABK ! 27@K20;8 ;54 =0 070=:5. "5< =5 <5=55 2 2>A:@5A5=L5 <564C 5=8=A:>9 40<1>9 8 ?>=B>==K< <>AB>< @K10:>2 AB0;> 5I5 1>;LH5. 0: >:070;>AL, MB> 1K; ?>A;54=89 45=L ?>4;54=>3> ;>20 - 70:@KB85 78<=53> A57>=0 4;O :070=A:8E @K10:>2.7=><C. 5 A?"" !: ""  /?"!/o ? ) + !" &  ,  !"/  , !"A!? <=>38E ?>A5;:0E 2>:@C3 070=8 68B5;8 701;03>2@5<5==> ?@>1820NB 24>;L 4>@>3 :0=02:8 4;O B0;>9 2>4K, >?0A0OAL ?>4B>?;5=8O. K. 8;!x0?@5;O. >A:20. #! &!. &! (>A:20) - "#!" (070=L) - 94:85 (27:16, 19:20, 21:20, 27:29). !0<K5 @57C;LB0B82=K5: ;5:A0=45@ (21), %>;45= (20), !>=309;0 (16) - 2 &!; !8<?:8=A (21), @H8G (14), .48= (13) - 2 "#!5".<.". ;?"   !+."  #  % <- @ ?>A;5 B5@0:B>2 11 A5=BO1@O 8 =0G0;0 0<5@8:0=A:>9 03@5AA88 ?@>B82 @0:0 "AJ5E0; A :0BCH5:" =0AB>;L:>, GB> =04>1=>ABL 2 ?@>3=>70E D8=0=A>2KE 0=0;8B8:>2 >B?0405B =0 3;070E. .=7-? ?@>H;>9 =545;5 2 070=8 AB0@B>20; <5AOG=8: ?> A0=8B0@=>9 >G8AB:5 8 1;03>CAB@>9AB2C B5@@8B>@89. >@>4A:85 A;C61K 27O;8AL 70 45;> 4>2>;L=> A?>@> - 8 2>B C65 2 F5=B@5, 2 >B45;L=KE @09>=0E AB0=>28BAO 70<5B=> G8I5. . 4G7?5 ;8 7=0NB, GB> 10 3@0<<>2 ;C:0 ?>;=>ABLN C4>2;5B2>@ONB ?>B@51=>ABL >@30=87<0 2 0A:>@18=>2>9 :8A;>B5? "0:>9 8AB>G=8: 28B0<8=0 ! >A>15==> =5>1E>48< 78<>9 8 25A=>9. %>BO, :>=5G=>, ;CGH5 5ABL ;C: :@C3;K9 3>4. B> 65 :0A05BAO ;5G5=8O - BCB @5?G0B><C ;C:C ?@0:B8G5A:8 =5B @02=KE.5..2)Gi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с0?@5;O. !0<0@0. !B048>= "5B0;;C@3". !C4LO - .(0259:> (>A:20). "@K;LO !>25B>2" (!0<0@0) - " C18=" (070=L) - 0:0. " C18=": >7:>, !:>BB8, 0;8AB>, !0<0@>=8, !8=52, >2>B=K, >=>20;>2, !8109O, 865:, >O@8=F52, >=8.O. ,19? 4=OE <K ?>1K20;8 2> 42>@5 >4=>9 :070=A:>9 H:>;K, =><5@ :>B>@>9 CG8B5;O ?>?@>A8;8 =0A =5 =07K20BL. $>B>3@0D8@>20BLAO >=8 B>65 >B:070;8AL. 0B> @0AA:070;8 > A2>8E >1840E 8 =54>2>;LAB25.59...5_1G070=8 A ?@>3@0<<>9 " 04>AB8 =0H59 687=8" 2KABC?8; 8E08; &. 025@=>5, =5 A;CG09=>5 A>2?045=85, GB> 8E0; 8E0;KG AB0; 3>AB5< =0H53> 3>@>40 =0:0=C=5 1 0?@5;O - ?@074=8:0 B5E, :B> A<55BAO. 065 A:2>7L A;57K. !> AF5=K 8E0; 8E0;KG 45;8;AO @04>ABO<8 A2>59 8 =0H59 687=8: ""0: 8 6825<: =5<=>6:> 154=>, =5<=>6:> ?;>E>, =5<=>6:> E>G5BAO ?>25A8BLAO. CBL-GCBL..." . .@K..;_?!  #!.0?"  ! $ # "!" " , "/"  "  1O?5?" % ! /# #" !" !"   ?g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