Марина ШАЛЯПИНА-ФРЕДДИ: "ПАПА БЫЛ ИЗ ДРУГОГО МАТЕРИАЛА"

В это трудно поверить, но это правда. В Риме живет дочь... Шаляпина. Да, да - Федора Ивановича Шаляпина. Великого русского баса, шестьдесят пять лет со дня смерти которого недавно исполнилось.

news_top_970_100

В это трудно поверить, но это правда. В Риме живет дочь... Шаляпина. Да, да - Федора Ивановича Шаляпина. Великого русского баса, шестьдесят пять лет со дня смерти которого недавно исполнилось.

- Вы знаете, я ведь, к сожалению, при папиной смерти не была. Он умер в пять вечера, а я прилетела в Париж в 12 следующего дня. Тогда аэропланы из Италии летали только три раза в неделю. Прилетела с огромным окороком для папы - он очень любил пармскую ветчину. И в аэропорту таможенник в одной руке держит мой паспорт, а в другой у него газета, и спрашивает меня: "Вы не родственница?.." И тут я потеряла слух и увидела во всю страницу папин портрет в траурной рамке... Я думала, что и сама тут же умру.

Дочь гениального певца - 91-летняя Марина Федоровна Шаляпина-Фредди говорит на пяти языках, в течение долгой жизни она была балериной, специалистом по интерьерам, морским офицером, работала в отельном бизнесе. Она умеет лихо водить машину и готовить сметану.

- Просто потому, что ее нельзя купить. Здесь не продают нашей русской сметаны.

- Вы давно не были в России?

- Несколько лет. Но может быть, еще прилечу на родину.

- Я думаю, вы помните Россию из вашего детства...

- Ну конечно! Мы жили очень большой семьей, в которой были дети отца от его первого брака с балериной Иолой Торнаги, а также мои братья и сестры. У нас был дом на Новинском бульваре в Москве - там сейчас музей, и квартира в Петербурге - тогда это была окраина на Петроградской стороне. В пору своего детства я занималась балетом у известной балерины Любови Егоровой, она тоже потом эмигрировала. Мы уехали в 1920 году, спустя два года уехал и папа. Конечно, ему не стоило оставаться в России, ведь все так изменилось.

- Где же вы остановились в эмиграции?

- Вначале это была Финляндия, потом Англия и наконец Париж - столица русского рассеяния. Правда, надо сказать, что папу русские эмигранты не очень любили, но очень ему завидовали.

- Говорят, что Шаляпин был нетерпимым человеком в общении с другими людьми...

- Очень строгим был, очень требовательным. И не переносил, когда его не понимали сразу, с полуслова, как говорится. Понимаете, ведь такие люди сделаны словно из другого материала, они совсем другие, нежели все мы - простые смертные.

- Шаляпин тосковал по России?

- Он редко говорил о родине, но, конечно, то, что творилось в СССР, ему не нравилось.

- Вы были не против перенесения праха вашего отца в Россию?

- Я была за и дала свое согласие, как и другие дети, которые были живы в 1984 году. Сегодня осталась я одна.

- А как сложилась ваша жизнь?

- После травмы я должна была оставить балет и занялась изучением интерьеров и архитектуры, потом работала в этом направлении. После чего стала морским офицером, отвечала за устройство пассажиров и за досуг на кораблях. Это все до войны еще... После войны работала как рекламный менеджер в лучших отелях Италии и привозила в Рим, Венецию, Флоренцию, Неаполь самых влиятельных людей мира. Потом вышла замуж и оставила работу.

- А когда научились водить машину?

- О, так давно!.. Это моя страсть с младых ногтей. Я и по сей день за рулем. У меня всегда были самые лучшие автомобили. Даже спортивную "Альфа-Ромео" я водила. Я вообще была спортивной и остаюсь активной. Не могу ни дня провести дома. Всегда выезжаю куда-то. Только больше водку не пью.

Андрей ГЕРАСИМОВ, "Глобус" - для "Казанских ведомостей".

news_right_column_240_400
news_bot_970_100