Всем известно, что с помощью книги ребенок лучше и быстрее познает окружающий мир. Но чтобы влияние книги было полноценным, она должна отвечать возрасту ребенка.

Для детей дошкольного возраста характерны конкретное мышление, эмоциональность, неустойчивость внимания, поэтому тексты и иллюстрации книг должны быть интересными, вызывать различные чувства (сочувствие, радость, осуждение, возмущение). Тексты должны быть короткими, понятными, с занимательным сюжетом.

Первую книжку-картинку ребенок должен увидеть тогда, когда ему уже знакомы многие изображенные в ней предметы. Способность узнавать и понимать нарисованное формируется постепенно, до двухлетнего возраста. В начале второго года жизни ребенок сам охотно тянется за книгой, его привлекают яркость красок и шелест бумаги. Но поскольку малыш в этом возрасте любит все ощупывать, комкать и рвать, книги лучше покупать из твердого картона. На каждой странице ребенок должен находить знакомые игрушки, предметы - мяч, медвежонка, кубики, стол, стул и т.д.

После того как он познакомится с кошкой, собакой, птичками, рыбками и другими представителями фауны, ему можно дать книгу, в которой они изображены. Ребенок обычно с удовольствием начинает рассматривать картинки и подражать "разговору" животных. В три года он уже должен распознавать в картинках действие, небольшие происшествия. Мама должна обязательно помогать малышу - рассказывать, спрашивать, зачитывать короткие тексты. Детям нравится повторять все, что читают или рассказывают старшие, они охотно слушают рассказы о животных, себе и других малышах.

На пятом и шестом году жизни детям особенно нравятся сказки. Они начинают отличать реальное от выдумки. Персонажи сказок раскрывают перед ребенком многообразие человеческих характеров. Ребенок легко запоминает, что такое честность, отвага, прилежание, мудрость, лень, жадность, зазнайство. В сказках всем достается по заслугам - зло наказывается, добродетель награждается.

Для того чтобы научить детей дошкольного возраста внимательно слушать, родители должны рассказывать или читать очень выразительно, тогда основное содержание книги станет понятно ему без лишних объяснений. Голосом, интонацией следует выразить отношение к положительным и отрицательным персонажам и их поступкам. Читая, нужно также принимать во внимание продолжительность чтения: 3 - 4-летним можно читать 10 - 15 мин., 5-летним - 20 мин., 6 - 7-летним - 30 мин. Не стоит читать несколько рассказов или сказок подряд - ребенок воспринимает их поверхностно, впечатления быстро рассеиваются. После прочтения книги и совместного просмотра картинок нужно побеседовать с ребенком, спросить, что ему больше всего запомнилось и почему, обсудить характеры и поступки героев.