Это имя в изобразительном искусстве Татарстана появилось совсем недавно - после выставки ее работ в Торгово-промышленной палате РТ осенью 2002 года. Роспись по шелку Елены Тенер сразу же привлекла внимание зрителей и искусствоведов. Сейчас в Выборге проходит персональная выставка казанской художницы, а в июле работы Елены будут представлены на большом вернисаже в Центральной галерее "Голубая гостиная" Санкт-Петербурга, посвященном 300-летию города на Неве.

Цветы и пейзажи на шелке завораживают и впечатляют. Букеты ирисов, лилий, маков, хризантем, подсолнухов кажутся живыми. Эти цветы, переливаясь мерцающими красками, словно дышат, разливая в воздухе тонкий и нежный аромат. Иногда они выступают как бы из тумана с тающими очертаниями лепестков, иногда ярко и трепетно горят, заполняя собой пространство композиции. Такой же трогательной мягкостью овеяны и пейзажи художницы.

На первый взгляд все ее работы - привычные батики, к которым она шла от составления живых букетов, осибаны (флористики). Но приглядевшись внимательнее, можно увидеть, что Елена Тенер в росписях по шелку использует не традиционную манеру исполнения, известную всем художникам, работающим в этой технике, а своеобразные стереоэффекты.

Мягкий блеск шелка при разном освещении и угле зрения придает произведениям то приглушенность тонов, то, напротив, заставляет их ярко светиться. В некоторых случаях используется патина (разноцветная фольга). Таким образом соединяются казалось бы такие несоединимые противоположности, как шелк и металл.

Работы Елены Тенер напоминают порой китайскую и японскую классическую живопись под елку, где тоже царили цветы, деревья, птицы, и перед которыми преклонялись как перед символами вечной красоты и молодости. Художница уверенно идет по найденному ею "шелковому пути". Она постоянно в поиске новой техники, возможностей новых сочетаний материалов, красок, построения композиций, которые могли бы ярче определить ее творческое лицо.

Дина ВАЛЕЕВА, кандидат искусствоведения.

СПРАВКА "КВ"

Елена Тенер закончила Казанское художественное училище, работала в Художественном фонде, в Татарском академическом театре оперы и балета в качестве декоратора, в Татарском театре драмы и комедии им. К.Тинчурина была автором костюмов к ряду спектаклей. Но самое главное - это постоянная учеба у отца - замечательного мастера, большого художника-живописца, создававшего исторические и героические полотна, Виктора Федорова. Призванием Елены стала изысканная живопись на шелке.