Долгожданная реформа местного самоуправления тормознулась. Депутаты Госдумы, проголосовавшие за создание муниципалитетов во время первого чтения законопроектов "Об общих принципах местного самоуправления" и "Об общих принципах законодательных (представительных) и исполнительных органов субъектов федерации" отказались рассматривать законодательные акты во втором чтении. До тех пор, пока правительство не внесет поправки в Налоговый и Бюджетный кодексы по разграничению полномочий между уровнями бюджетной системы.

Говоря популярно, в кодексах должно быть четко определено: какой процент налогов (и какие именно) поступают в федеральный, региональные и местные бюджеты. С тем, чтобы у областных и республиканских баронов не возникало соблазна перетянуть налоговое одеяло на себя (как произошло, например, в нынешнем году в Татарстане).

Разговоры о необходимости "муниципальной революции" велись давно. Подразумевалось, что только при помощи широкого развития местного самоуправления центр сможет ограничить всевластие региональных элит, смягчить центробежные тенденции, разрывающие последнее десятилетие Россию. Идея простая: перераспределить колоссальные финансовые потоки с уровня областей и республик на уровни городов и районов - они-то точно не будут стремиться к суверенитету и предъявлять претензии на трансформацию государства в аморфную конфедерацию.

Применительно к Казани создание муниципалитета особенно актуально. Столица, не располагающая высокоприбыльной нефтедобычей и не имея развитой нефтехимии (за исключением испытывающего в последнее время большие трудности "Оргсинтеза"), является крупнейшим товаропроизводителем республики, выпускает 40 процентов ВРП Татарстана. Именно на территории Казани аккумулируется большая часть республиканских налогов - только в прошлом году Казань собрала 22 млрд. рублей бюджетных поступлений (сравните со всем консолидированным бюджетом РТ!). И в то же время именно столица (по произволу республиканских властей) внезапно лишилась 40 процентов собственной казны - в 2002-м бюджет Казани (при меньших налоговых сборах) достигал почти 10 млрд. целковых, в 2003-м был волюнтаристски урезан до 5,6 миллиарда.

Стоит ли удивляться, что в городе, готовящемся отметить 1000-летний юбилей на международном уровне, рушатся ветхие здания, под обломками стен гибнут люди, а жилой фонд, школы и больницы вот-вот окажутся на грани закрытия или полного развала? Республиканские власти до сих пор проявляли полное равнодушие к социальным нуждам ими же самими обобранной столицы. Ясно, что надежда осталась лишь на собственные силы.

Но сил-то этих как раз и не хватает. Ясно, что казанцы стремятся к статусу муниципального образования как к манне небесной - тогда и собственная власть появится, независимая от президента, и казну столицы сможем верстать без оглядки на прожорливый Кабмин.

Надежды теплились. До недавнего времени. Пока не стали известны рекомендуемые Минфином России новые нормативы расщепления налогов. Еще несколько месяцев назад говорили о соотношении 50-20-30 процентов (в пользу муниципальных бюджетов). Но на днях руководитель бюджетной политики Минфина РФ Алексей Лавров пояснил, что в Госдуму его ведомство вышло с совершенно иными параметрами: 58 процентов - федеральному центру, 30% - региональным бюджетам и всего 12 процентов - местному самоуправлению.

Нетрудно подсчитать, что при таком раскладе Казани останется совсем ничего - сохранив априори 22 млрд. рублей налоговых сборов за нынешний год, получим в столичный бюджет даже не 5,6 млрд. целковых, а всего около 3 миллиардов рублей. Дальше, как говорится, падать некуда. Одна надежда на активно лоббируемые Камилем Исхаковым кредиты Всемирного и Европейского банков. Но проблемы они все равно не решают - для чего развивать собственное производство, если все прибыли вновь съедят республиканцы и федералы? Столица, которая производит 40 процентов валового продукта республики, для себя имеет чуть больше одной десятой. Естественно ли это?

Дмитрий ВИШНЕВСКИЙ.