- Те или иные отклонения в развитии встречаются у более чем 80 процентов современных детей*, - об этом «КВ» поведала кандидат психологических наук, доцент, завкафедрой психологии Московского социально-гуманитарного института Людмила Блинова. – Но не в сравнении со сверстниками, а в сравнении с тем самым идеальным портретом, описанным в учебниках по детской психологии.

ЭМОЦИИ. 38% детей – с нарушениями эмоционального интеллекта. У них преобладают негативные эмоции – тревожность, напряженность, страхи, агрессия, раздражительность.

ПРИМЕР. Учительница семилетней Ани (все имена изменены) уверена: у девочки абсолютно отсутствует память. В классе она не может запомнить четырехстишие даже после шестикратного повторения. Но исследования в спокойной обстановке психологического кабинета показали: память у девочки не только не отстает, она опережает нормальный показатель. У нее работает так называемая избирательная память – ребенку необходима спокойная обстановка для безболезненного запоминания материала.

Требования современных взрослых серьезные: ребенок должен быть конкурентоспособным, инициативным. Но каждый ли малыш может справиться с такими требованиями?

ОТВЕРЖЕНИЕ. Почти 40% детей подвергаются отвержению со стороны родителя.

ПРИМЕР. На утреннике одной матери достаточно увидеть свое чадо довольным, улыбающимся и счастливым. Другой нужно, чтобы ребенок выступил и показал себя во всей красе. «Докажи и мне, и другим, что ты успешен!» А это и есть отвержение – без внешней атрибутики и одобрения других людей мама не уверена в своей любви к ребенку. В будущем это может привести к закомплексованности и развитию тревоги у ребенка. Причины кроются в самих родителях: сначала им необходимо решить свои психологические проблемы.

ДИСГРАФИЯ И ДИСЛЕКСИЯ. Педагоги бьют тревогу: с каждым годом в первый класс приходит все больше малышей, у которых есть трудности с освоением чтения и письма. Исследователи утверждают: таких детей нынче 34%. Но до 1980-х годов таких детей в стране было всего 3,4%. Цифры говорят сами за себя.

ПРИМЕР. Дамир – третьеклассник одной из школ - до сих пор путает «и» и «ш», «б» и «р» во время письма. Мальчик прекрасно читает, рисует, по многим предметам успеваемость достигает максимальной. Психолог решила проанализировать, какие ошибки преобладают у ребенка? Она посмотрела все школьные тетради, чтобы определить причину дисграфии. Но системности в ошибках не обнаружилось. У таких детей отстают в развитии ассоциативные отделы мозговых структур. Если бы родители обратились к специалисту с подобной проблемой в дошкольном возрасте, ребенку можно было бы помочь – эти связывающие структуры мозга развиваются до 7 лет. Но выход нашелся. Оказалось, Дамир может писать и без ошибок, но только печатными буквами. Теперь на помощь приходит ноутбук, который он берет с собой в школу.

Причины дисграфии и дислексии кроются в особенностях работы мозга, которые возникают в период внутриутробного развития ребенка, в процессе его рождения (так называемые родовые травмы), кроются в переживаемых стрессах, наследственности и… в прогрессе. Одна из причин трудностей письма - нарушение зрительно-пространственных ориентировок. У многих из нас появился личный транспорт: ребенок садится в машину в одной точке, а выходит в другой. Представления о том, как он добрался, нет. А ведь тетрадь – та же самая ориентировка.

Еще одна причина – в чрезмерной загруженности детей. Традиционная школа, когда взрослый передавал свой опыт младшему, ушла в прошлое. Теперь дети получают оперативные онлайн-знания в готовом виде. А в детстве наиболее продуктивный путь познания – самостоятельная деятельность, осуществляемая самим ребенком в процессе познавательной активности. Значит, вновь нарушаются закономерности психического развития ребенка. Как результат - трудности обучения в школе.

ГИПЕРАКТИВНОСТЬ. Ни секунды не сидит на месте, постоянно вертится! У ребенка проблема с концентрацией внимания, волей, воображением. Это гиперактивный синдром.

ПРИМЕР. Кажется, что восьмилетний Адель чрезмерно развит. Он быстро находит общий язык с любой техникой, моментально отыскивает нужную информацию в интернете. Ему постоянно необходимо движение. А если вдруг вокруг стало тихо и спокойно, мальчик перестает воспринимать информацию. Его взгляд стекленеет, ребенок молчит. Специалисты выяснили причину гиперактивности мальчика. В данном случае она крылась в строении зрительных мышц. Проблему удалось решить с помощью детского офтальмолога.

Специалисты утверждают: у таких детей отстают в развитии определенные участки мозга. Они видят мир совершенно по-другому. Восприятие информации, речь и движение кажутся в 2,5 - 3 раза выше. Причины возникновения синдрома - повышенные требования общества, родителей, употребление пищи, богатой красителями и токсинами, психологические проблемы.

Кстати
На IV Всероссийском съезде психологов в образовании были обнародованы следующие цифры. В России около 27 миллионов детей до 10-летнего возраста. Тех, кто вписывается в тот самый идеальный портрет, – всего 14 - 16%.

ЛЕВОРУКОСТЬ. Мировосприятие таких детей иное, нежели у праворуких. Последние думают словами и воспринимают информацию быстро. У леворукого активно правое полушарие. Он слышит слово, кодирует его в символы, схемы, знаки. А решение в виде символов переводится в словесный язык. Как правило, большинство леворуких детей обладают своим оригинальным взглядом на мир.

ПРИМЕР. Маленькой Наташе в садике предложили разложить по группам несколько предметов. Ботинок и кастрюлю девочка-левша сложила в одну группу, воспитательница посчитала это неверным решением задачи. Придя домой, Наташа объяснила бабушке, почему она поместила эти два казалось бы непохожих предмета рядом: «Бабуль, пустота для кастрюли и ботинка общая».

По наследству леворукость передается 2,8% детей. А их сейчас 22 - 24%. Откуда такая разница? Причин несколько: кесарево сечение, раннее обучение чтению и письму школьным методом, утверждают психологи.

АГРЕССИВНОСТЬ. Таких детей почти четверть. Они чрезмерно чувствительны. Часто винят окружающих в своем поведении, не могут контролировать эмоции.

Когда же ребенку просто сидеть с палкой во дворе? Ну, вы понимаете, просто сидеть с гребаной палкой! Современные дети вообще знают, что такое палка? Знаете, сидишь с гребаной палкой и копаешь гребаную ямку. Смотришь на ямку, смотришь на палку и развлекаешься понемногу. Но у детей больше нет палок. Мне кажется, палок вообще не осталось — я думаю, что их все отозвали из-за краски с содержанием свинца.
Джордж Карлин, известный американский комик, актер, писатель

ПРИМЕР. 9-летний Карим бросил камень в одноклассника, не осознавая тяжести своего поступка. Поняв, что он сделал больно другу, тут же начал извиняться. Психолог нашел причину агрессии в гиперактивном синдроме мальчика. Среди причин неконтролируемой агрессии – родовая травма, подсознательное ожидание опасности. Причину часто ищут в беременности: как себя чувствовала будущая мама? Если недостаточно защищенной, то у ребенка может развиться агрессия.

ПОТЕРЯ ИНТЕРЕСА. Новая информация не приносит позитивных эмоций. Равнодушие ко всему происходящему, апатия. Это дети, которым ничего не интересно.

ПРИМЕР. Саша из состоятельной семьи. За каждую пятерку ему давали 5 долларов, за четверку - три. За тройки и двойки мальчик платил родителям сам. На Новый год ему подарили 200 долларов. Родители просто не знали, что же еще подарить сыну? Ведь у него есть все, о чем только может мечтать ребенок! Однажды мальчик не пошел в школу. Ему не хотелось ни долларов, ни новых игрушек. Мир стал для него серым и бессмысленным. К этим последствиям привела пресыщенность. Причины потери интереса к жизни у детей вполне взрослые - неуверенность в себе, перегрузки, стрессы и т.д.

Кстати
Если несколько десятков лет назад количество одаренных детей составляло 0,05%, то сегодня их число увеличилось ровно в 100 раз. Таких теперь 5%.

ВЫВОД. Часто родители сильно переживают из-за обычной простуды, но упорно не хотят видеть и решать психологические проблемы ребенка. Дети, о которых мы рассказали, – с пограничными состояниями. Они не входят ни в норму, ни в группу патологий, серьезных болезней. Пока... Но от того, какие условия для них создадут родители, учителя, общество в целом, будет зависеть их целостное, гармоничное развитие. Все эти особенные дети могут к 14 годам вернуться в группу нормативно развивающихся детей – без отклонений и психологических проблем.

*Все факты и цифры, использованные в данном материале, прозвучали на IV Всероссийском съезде психологов в образовании.