Детектив в театре - явление редкое. Пожалуй, "Мышеловка" Агаты Кристи - единственный детективный спектакль, занесенный в Книгу рекордов Гиннесса. За 50 лет эту пьесу о загадочном убийстве посмотрели более 10 миллионов человек. И вот у казанцев тоже появилась такая возможность.

Московское театральное агентство Lekur представило в "Пирамиде" "Мышеловку" в версии Виталия Соломина. Этот спектакль стал последним для Виталия Мефодиевича, и актеры посвятили "Мышеловку" памяти замечательного актера и режиссера. Интерес публики подогревало и то, что в детективе заняты звезды российского театра и кино. Именно о пристрастии к детективам и зашел разговор на пресс-конференции после спектакля.

- Почему, по-вашему, сейчас такой бум именно женских детективов?

Владимир Долинский:

- По-моему, женщинам нечего делать, вот они и пишут. Есть, есть хорошие детективы, но, согласитесь, большинство книг читать просто невозможно - со второй страницы уже знаешь, что будет дальше. А знаете, несмотря ни на что, женщины правильно, по-умному делают, что "пекут" детективы как блины: говорят же: "чеши фраера, пока линяет". Вот они и "чешут". Благо, люди покупают это чтиво и будут покупать.

СПРАВКА "КВ"

Владимир Долинский - заслуженный артист России. Зрители прекрасно помнят его по культовым фильмам "Обыкновенное чудо", "Тот самый Мюнхгаузен", "Зимняя вишня-2", "Бедная Саша" и популярнейшим отечественным сериалам "Графиня де Монсоро", "Что сказал покойник", "Оборотень". В "Мышеловке" Долинский блестяще сыграл роль экстравагантной дамы.

Лариса Гузеева:

- Володя, как всегда, иронизирует, но он прав. Сейчас нас захлестнула волна женского иронического детектива. Я прочитала несколько книг разных авторов и поняла, что все они идут по дорожке, которую протоптала Хмелевская. Но написать лучше, остроумнее, чем Хмелевская, у них все равно не получается. Они только перепевают классику: сюжеты, образы, приемы...

- "Мышеловка" - антрепризный спектакль, а к антрепризе многие актеры и зрители относятся, как к халтуре...

Лариса Гузеева:

- Да, многие так и относятся. Но Виталий Мефодиевич подошел к "Мышеловке" очень серьезно и ответственно. Это отношение сказывается во всем: и в выборе пьесы, и в дорогих декорациях, и в шикарных костюмах... Конечно, определенный риск есть - это же не государственный театр и здесь нет гарантированной зарплаты.

СПРАВКА "КВ"

Лариса Гузеева стала фантастически популярной в 24 года, после выхода на экраны фильма Эльдара Рязанова "Жестокий романс". Позже она снялась в других фильмах и сериалах, но ее до сих пор продолжают называть актрисой одной роли - бесприданницы. Сейчас Лариса - совладелица модного московского ресторана, воспитывает сына и дочь, продолжает сниматься в кино. "Мышеловка" - ее дебют на театральной сцене.

Владимир Долинский:

- У меня был сильнейший страх, когда я уходил из стационарного театра. Решившись на такой шаг, я плакал дома на кухне как ребенок, и жена долго меня успокаивала. Это было на самом деле очень тяжело... Я долго работал в государственном театре и твердо знал, что, когда умру, то мой гроб поставят на сцене и похоронят по-человечески. Это для меня было очень значимой социальной гарантией. Но сейчас понял, что абсолютно неважно, откуда будут хоронить. Главное, кто придет к моему гробу...

Валентин Смирнитский:

- Во все времена театр был проводником какой-нибудь идеологии. А сейчас, в аполитичное время, какая может быть идеология, объединяющая людей? Никакой. Поэтому государственные театры сегодня находятся в таком плачевном состоянии.

СПРАВКА "КВ"

Валентин Смирнитский после своего первого фильма "Семь стариков и одна девушка"= проснулся знаменитым. Потом были "Щит и меч", "Отцы и деды", "Прохиндиада, или Бег на месте", "Визит к минотавру" и другие фильмы, ставшие классикой советского и российского кино. Но визитной карточкой актера был и остается Портос из картины "Д- Артаньян и три мушкетера". Про себя говорит, что характер имеет резкий, вспыльчивый, решительный, но для окружающих не представляющий совершенно никакой опасности.

Да, есть театры, которые являются национальным достоянием, например "Гранд-опера", "Комеди Франсез", "Ла Скала"... Таких театров немного, и государство обязано поддерживать их на достойном уровне. А остальные коллективы должны пробиваться самостоятельно. Тут два возможных варианта: либо они доказывают свою творческую и коммерческую состоятельность, либо просто прогорают. По-моему, это справедливо. Не случайно принцип антрепризы сейчас начали использовать некоторые стационарные театры. Например, Олег Табаков собирает во МХАТ молодых, талантливых, популярных ребят из других театров. Но мы с ним изначально поставлены в неравное положение: МХАТ поддерживается властями, спонсорами, а мы делаем спектакль на свой страх и риск.

Ольга ИВАНЫЧЕВА.