МИФЫ КАК РЕАЛЬНОСТЬ

МИФЫ КАК РЕАЛЬНОСТЬ

news_top_970_100

В конце мая в Казани прошли два интересных научных мероприятия: семинар "Методологические проблемы изучения истории татарского народа" и круглый стол "Ислам в советском и постсоветском Татарстане: формы выживания и бытования", в которых принимали участие известные татарстанские и видные московские ученые.

Темы обсуждений семинара и круглого стола (такие как "Национальная история в учебниках истории России и Татарстана", "О проблемах преподавания истории татар в высшей школе"), казалось бы, не являются первостепенными среди всех многочисленных проблем, которые надо решить в городе и республике. Среднестатистического казанца больше беспокоят вопросы, связанные с повышением цен, низкими зарплатами, ростом преступности, образованием и медицинским обслуживанием. И немного "Санта-Барбары" на десерт. А то, что происходит вне наших личных "джунглей", - это уже проблемы иного порядка (тем более научные и околонаучные), нас не касающиеся. И нам не интересные.

А потом происходит странный захват и такое же странное освобождение части заложников, и мусульманские деятели что есть сил пытаются оправдаться, что это ненастоящее лицо ислама. Или разгорается дискуссия по поводу празднования победы на Куликовом поле, на что оппоненты выдвигают предложение вспомнить и битву на Калке. Созданные на обслугу той или иной идеологии мифы живут подчас очень долго, постепенно сами превращаясь в часть идеологии и мировоззрения. Разрушение старых мифов и создание новых - всегда знак переломных процессов, происходящих в обществе. А они-то уж нас ой как затрагивают.

История как наука, общепризнанно, - не свободна от влияния тех, кто ее пишет. Поэтому проблема изучения и преподавания национальной истории в учебных заведениях Российской Федерации возникает вновь и вновь. Не знаю, как на уроках отечественной истории в школах штатов Джорджия или Мэн преподносится тема гражданской войны в США или освоения пионерами индейских земель, но думаю, что помешавшиеся на политкорректности американцы нашли достойный выход из положения. Так же как и, вероятно, англичане с французами по прошествии столетий смогли с иронией отнестись к эпизодам Столетней войны. В нашей же стране негативное отношение к татаро-монгольскому игу до сих пор не потеряло своей остроты.

По словам Рафаэля Хакимова, директора Института истории АН РТ, история татар и их государственности исключена из российской истории. Необходим объективный взгляд, без идеологизации и политизации - таково мнение президента АН РТ Мансура Хасанова. Пишутся новые учебники по истории - по ним обучают в основном в Татарстане, издаются научные труды - их читает узкий круг специалистов. А тем временем по ТВ в различных рейтинговых ток-шоу часто можно услышать недвусмысленные фразы о нашествии нехороших татар, и никто не удивляется: этот миф работает уже не один век. А потом воспитанные на этих мифах дети вырастают в граждан многонационального государства...

Общепризнанно, что в области гуманитарных наук в Татарстане сделано намного больше, чем в других регионах РФ. Видимо, именно у нас в республике накопилось столько вопросов, на которые надо было уже давно дать объективные ответы и которые займут свое место в учебниках истории. Надеюсь, не только в татарстанских.

А мифы, дающие некорректное представление об исламе (джихад - терроризм - шариат - многоженство), несут потенциальную угрозу для государства и его граждан.

Лейла ГАФФАРОВА.

news_right_column_240_400
news_bot_970_100