Проблемы пассажирского транспорта, его развитие и перспективы - на эти и многие другие вопросы, волнующие жителей нашей столицы, в канун Нового года отвечает председатель комитета по транспорту и связи администрации Казани Шамиль ГИЛЬМАНОВ.

- Шамиль Закирович, в последние годы наши читатели отмечают заметное улучшение транспортного обслуживания в Казани. С чем это, на ваш взгляд, связано?

- Если года три назад мы имели в среднем по 2800 обращений, то нынче их число уменьшилось до 600. Ясно, что казанцы уже не стоят часами в ожидании транспорта, не давятся в салонах, возросла и скорость перевозок, особенно на автобусах. И все благодаря тому, что в 2000 году под руководством Президента РТ Минтимера Шаймиева была принята важнейшая программа развития транспортного комплекса РТ на 2001 - 2005 годы. Она предусматривает огромные структурные преобразования и совершенствование системы управления транспортом в нашей столице, значительное пополнение парка подвижным составом. Только за период с 2000 по 2003 год для Казани было приобретено 317 автобусов, 33 троллейбуса и 28 трамваев. В ближайшие год-полтора новой техники станет еще больше.

- Расскажите, пожалуйста, о протяженности, числе маршрутов и транспортных единиц, которые их обслуживают.

- С появлением новых жилых массивов средняя протяженность городских маршрутов заметно увеличилась: автобусных - с 11,6 км до 16,7 км; городского электротранспорта - с 8,2 км до 9,1 км. Общая протяженность сети автобусных маршрутов составляет 2601,8 км, трамвайных - 146,4 км, троллейбусных - 165,7 км. Что касается пассажирских перевозок в городе, то они осуществляются на 205 маршрутах, в том числе на 160 городских и 45 пригородных. Мы имеем сегодня подвижной состав в количестве 1935 автобусов, причем 1447 из них работают на коммерческих рейсах. Кроме того, в столице РТ действуют 21 трамвайный и 17 троллейбусных маршрутов, обслуживаемых 283 троллейбусами и 332 трамваями. Интересно, что за последние пять лет число городских автобусных маршрутов возросло с 90 до 160, троллейбусных - с 13 до 17, а трамвайных - с 16 до 21.

- А какое место на рынке пассажирских перевозок занимают частные предприниматели?

- Очень заметное. Скажу больше: многими улучшениями в области транспортного обслуживания мы обязаны тому, что на рынке пассажирских перевозок сегодня действуют предприятия всех форм собственности. И именно частные перевозчики, за что им большое спасибо, помогли нам в решении многих серьезных проблем. Появилась и здоровая конкуренция. Комитет по транспорту и связи города осуществляет государственное регулирование этих процессов, стараясь придать им динамичный, цивилизованный характер, создать единое правовое поле и равные возможности для работы на рынке пассажирских перевозок.

- Казанцы также отмечают, что частные перевозчики встают на сторону малоимущих слоев населения...

- Да, отдельные льготы, действующие на муниципальном транспорте, Ассоциация частных перевозчиков столицы РТ ввела на своих маршрутах. Мы это только приветствуем. Но есть и другие примеры огромного вклада в дело развития городского транспорта, который вносил и вносит частный бизнес. Назову лишь один: за последние 5 лет частные предприниматели вложили в развитие городского частного коммерческого извоза около 600 млн. рублей, что позволило создать для жителей Казани примерно 6 тысяч новых рабочих мест!

- Шамиль Закирович, а как обстоят дела на муниципальных автотранспортных предприятиях?

- Сегодня в городе работают три муниципальных унитарных предприятия: ПАТП-2, ПАТП-3 и ПАТП-4. Они имеют 671 автобус и обслуживают 51 социальный и 31 коммерческий маршруты. Надо особо отметить, что и в условиях рыночной экономики эти предприятия продолжают работать устойчиво и стабильно, сохраняя положительную динамику в развитии. Да и ездят здесь куда лучше частников. По данным УГИБДД столицы, из общего числа ДТП, совершенных всеми пассажирскими транспортными предприятиями города за 11 месяцев уходящего года, - 212 случаев - 87 было по вине водителей, что составляет 41 процент. Но если на муниципальных предприятиях эта цифра равна 24,2%, то у частных предпринимателей - 55,2%.

- В чем, по-вашему, причины такого положения и что надо делать для улучшения ситуации?

- Причин много, и они хорошо известны. Это крайне малое число подземных и надземных пешеходных переходов на наиболее загруженных и опасных участках автомагистралей, отсутствие необходимого количества развязок разного уровня, слабое освещение опасных участков дорог, недостаток технических средств и оборудования для регулирования движения на отдельных перекрестках, перегруженность улиц, особенно в центральной части, из-за резкого увеличения числа транспортных средств и многое другое.

Для того чтобы изменить ситуацию, комитет по транспорту и связи с участием структурных подразделений администрации подготовил проект программы «Улучшение транспортного обслуживания населения г. Казани на 2004 - 2008 годы» и составной ее части «Дороги и мосты». Последней предусмотрено завершение строительства Большого и Малого казанских колец, радиальных внутригородских магистралей и реконструкции дорог, включая строительство и реконструкцию радиально-кольцевых магистралей в комплексе с искусственными сооружениями. Проводится большая профилактическая работа с водителями по предупреждению ДТП, совершенствуются вопросы подготовки квалифицированных кадров, предрейсовые и послерейсовые медосмотры водительского состава, прохождение технических осмотров автобусов, ТО-1, ТО-2 и ППР. Большую надежду мы возлагаем на автоматизированную систему диспетчерского управления автобусами, внедрение которой уже началось. С ее вводом будем иметь уникальную возможность устанавливать в реальном времени местонахождение любой машины с точностью до 15 метров!

- А теперь хотелось бы узнать о состоянии дел на казанском электротранспорте, 100-летие которого мы отмечали в 1999 году.

- Муниципальное унитарное предприятие «Казгорэлектротранс» в этом году проделало большой объем работ по поддержанию путевого хозяйства на улицах Тукая, Ухтомского, Декабристов, Бутлерова, Халитова, К.Маркса. Кроме того, нынче произведен капитальный ремонт контактной сети общей протяженностью 11,67 км, в том числе: 9,33 км по ул. Восстания с заменой контактного провода и от ул. Декабристов до ул. Короленко - 2,3 км с прокладкой нового контактного провода. С начала 2003 года на предприятии проведен планово-предупредительный ремонт 296 единиц подвижного состава (181 трамвая и 115 троллейбусов). Для поддержания троллейбусного парка в рабочем состоянии с 1998 года в КАПО им. С.П.Горбунова ведется капитальный ремонт кузовов. За пять лет вторую жизнь с помощью казанских авиастроителей получили 109 машин.

- А как насчет новых маршрутов?

- В ближайшее время завершится строительство троллейбусной линии по Чистопольской-Амирхана протяженностью 6,6 км. На 2004 год запланировано строительство новой троллейбусной линии от Советской площади до Азино-2 протяженностью 12,7 км. В будущем году начнется также реконструкция трамвайных путей на участках: по улице Новокремлевской (от ул. Саидгалеева до Ленинской дамбы протяженностью 1,12 км); по проспекту Х.Ямашева (от ост. «Ветеринарная академия» до ул. Халитова-2 протяженностью 0,8 км); по улицам Р.Зорге и Габишева (кривые и разворотные петли).

- Читатели нас не поймут, если мы не спросим вас и о ходе строительства казанской «подземки»...

- Напомню горожанам, что пусковой комплекс участка первой линии Казанского метрополитена, ввод в эксплуатацию которого назначен на 30 декабря 2005 года включает в себя: участок линии длиной 8,67 км, в том числе соединительную ветку линии метрополитена с электродепо протяженностью 0,75 км, а также пять станций, инженерный корпус со всеми необходимыми службами, электродепо и однопутную ветку метрополитена от путей МПС РФ.

В настоящее время наши метростроители прошли 4047 метров проходки перегонных тоннелей. Для ускорения графика выполнения тоннелепроходческих работ необходимо приобрести дополнительный проходческий щит. Этот вопрос уже решается, и в ближайшее время он заработает.

- Повлияет ли ввод метрополитена на развитие городской транспортной пассажирской сети?

- И строящееся метро, и программа «Дороги и мосты» не только существенно повлияют, но и потребуют изменения всей дорожно-транспортной и маршрутной сети города. Поэтому в 2004 году мы продолжим изучать пассажиропотоки на всех видах городского транспорта с учетом их привязки к станциям будущего Казанского метрополитена.

- Думается, читатели уже убедились в том, что комитет по транспорту и связи радеет за нашего брата-пассажира. В Одессе говорят: как едешь, так и живешь! Хотелось бы верить, что и к 1000-летию родного города мы приедем с отличными результатами...

- Уровень всей городской инфраструктуры, в том числе и пассажирского транспортного комплекса, которого мы должны достигнуть к 30 августа 2005 года, должен быть очень высок. Однако, чтобы выйти на него, потребуется немало материальных средств, совместных усилий республиканских и городских властей. Пока же разрешите от имени многотысячного коллектива работников городского пассажирского транспорта поздравить всех казанцев с наступающим 2004 годом, пожелать всем доброго здоровья, успехов в труде, учебе, счастья в личной жизни!

Беседовал Владимир МУЗЫЧЕНКО.