Занимаясь лепкой, ребенок знакомится с объемной формой предмета, взаимосвязью его частей, у него формируются навыки работы руками, скоординированность движений, активно развиваются мелкие мышцы пальцев - все это способствует развитию мышления.

Лепка - самое динамичное, жизнерадостное детское творчество. Всякая манипуляция с вылепленными предметами, использование их в игровых ситуациях значительно обогащают жизненный опыт ребенка. Чем чаще ребенок занимается лепкой, тем активнее у него развиваются общие и изобразительные способности.

Своеобразие лепки в том, что дети учатся объемному способу изображения предметов. Вылепленные предметы являются как бы маленькими копиями настоящих вещей, их можно использовать в игре. Дети рационально воспринимают вылепленные ими вещи и тут же принимаются с ними играть. Даже пейзаж воспринимается ими как настоящий, если вылеплен, а не нарисован.

Основным выразительным средством лепки является пластичность, что позволяет передать форму и движение. Форма иногда воспринимается как застывшее движение. Поэтому, характеризуя форму вазы, мы употребляем эпитеты "пластичная", "музыкальная", "струящаяся", подчеркивая ими плавность линии, и очень важно, чтобы дети увидели и почувствовали это. При лепке живых существ нужно приучать ребенка изображать их в движении. А чтобы было легче этого добиться, советуем сначала слепить статичную фигурку, например собачку, а потом так поставить ее лапки, голову, хвостик, как будто она бежит.

Цвет, так же как форма и движение, является средством выразительности в лепке. Никому из детей не придет в голову лепить Кащея Бессмертного из розового пластилина. Если предоставляется выбор - лепить из однотонного пластилина или цветного - ребенок предпочтет цветной, а фигурки из глины будет стремиться раскрасить.

Изобразительный период начинается у большинства детей с 3 лет, когда появляется образное мышление. Это самый подходящий возраст, чтобы начать первые занятия по лепке. Для начала нужно неторопливо показать ребенку, как из кусочков пластилина получаются занимательные фигурки, позволить ему подержать пластилин в руках, помять его. К 5 годам ребенок уже должен освоить лепку простых предметов (шар, валик, куб), из которых могут получиться более сложные, и учиться лепить животных, мебель, людей и т.д.

Для старшего дошкольника характерно игровое отношение к образу, который он создает в лепке. Чаще всего он лепит те предметы, которые ему пригодятся в задуманной им игре. Такие игры нужно поощрять, чтобы не остановился процесс творчества и лепка не превратилась в изготовление статуэток. Необходимо находить интересные приемы работы, чтобы подвести ребенка к реалистическому изображению и его эстетической оценке.