В объединенном каталоге "Пресса России" рядом с названием "Журналистика и медиарынок" помечено: новое издание. Его учредитель - Союз журналистов России.

В объединенном каталоге "Пресса России" рядом с названием "Журналистика и медиарынок" помечено: новое издание. Его учредитель - Союз журналистов России.

Зачем понадобился союзу собственный профессиональный журнал, вполне понятно. Журналистика обременена глубочайшим противоречием. С одной стороны, она - общественное служение, а с другой - бизнес, который должен экономически обеспечить выпуск газеты или телепрограммы. Две эти ипостаси журналистики не могут существовать одна без другой. Бизнес оказывается успешным лишь тогда, когда газета или телеканал удовлетворяют информационные потребности читателя и телезрителя, покупающих нужный им информационный продукт. А сама пресса именно в этом случае обретает экономическую независимость и может дышать свободно. Путь к независимости - зависимость от читателя, и только от него.

Прикормленная пресса не особенно нуждается в читателе, она радеет не о нем, а о своем владельце. В проекте закона о СМИ, подготовленном некоммерческим партнерством "Индустриальный комитет", роль журналистов как обслуги возводится уже в правовую норму, а редакция определяется как юридическое лицо или подразделение владельца, оказывающее услуги в создании средства массовой информации этому самому владельцу. На обязанность служить людям, обществу нет даже намека.

Цивилизованный медиарынок в России еще не сложился. И государство, и другие крупные собственники видят в СМИ не источник извлечения прибыли, а прежде всего информационный ресурс, средство борьбы с противниками и конкурентами. Доходы от рекламы и продажи газет и журналов пока не превышают и половины затрат на их производство. Понятно, что в такой ситуации пишущие и снимающие оказываются в полной власти хозяина, финансирующего издание.

Поэтому забота об обустройстве медиарынка - главная для Союза журналистов России. Здесь и создание в стране общественного телерадиовещания, которое зависело бы только от самих телезрителей, и содействие региональным СМИ в рекламном бизнесе, и организация всероссийской биржи труда работников СМИ, и мониторинг повсеместного тиражного вранья...

Делать издание, которое помогало бы коллегам ориентироваться в условиях рынка, Союз журналистов пригласил наш небольшой коллектив, выпускавший до этого журнал "Профессия - журналист", о закрытии которого издатель внезапно объявил нам в конце октября прошлого года. С нами остались наши авторы и друзья из разных регионов, городов и весей.

Мы будем писать об экономических и правовых условиях деятельности СМИ, анализировать новые законопроекты, разбираться в медийных конфликтах. Но главное - успешный опыт. Во-первых, творческий опыт мастеров и профессиональный разбор журналистских технологий. А во-вторых, анатомия делового успеха. Поиски ниши и положение на рынках информации и влияния, примеры успешного распространения и рекламной деятельности, биржа труда, вакансии, отношения между хозяином и наемным работником, состояние рынков бумаги и малой полиграфии - все это наши темы.

С редакциями 12 городских и районных газет мы договорились попробовать, как приживется у них американский опыт работы на малых медийных рынках. Некоторые из этих редакций уже сообщили нам о начале эксперимента и, главное, о собственных находках и своих первых успехах.

Продолжим мы и творческие конкурсы для редакций и сотрудников городских и районных газет. Теперь под девизом: "Зависимость от читателя - путь к независимости".

Per aspera ad astra - "Через тернии к звездам" - гласит латинская пословица. Через тернии рынка - к свободной прессе!

Д.АВРААМОВ.