В этом году столица Урала уже истратила на строительство метрополитена около 100 миллионов рублей.

Два года пройдут незаметно, и казанцы смогут наконец проехаться в своем метро. А пока это можно сделать, скажем, в Екатеринбурге или Самаре, где метрополитен уже запущен и продолжает активно строиться.

Попав на фестиваль "Вся Россия-2003", мы не упустили возможности познакомиться с екатеринбургской подземкой на практике.

Прежде всего, на что обращаешь внимание, по сравнению с самарским метро станции в Екатеринбурге залегают очень глубоко. В Самаре вообще первую очередь проложили по строящемуся проспекту Гагарина предельно просто: вырыли котлован, положили рельсы, накрыли бетонными перекрытиями, а поверху - асфальтом. Получился идеально ровный проспект, идущий от шарикоподшипникового завода к металлургическому комбинату на Безымянке. Назначение такой подземки чисто функциональное - метро доставляет по утрам рабочих на крупные предприятия.

В Екатеринбурге метро по качеству станций и обслуживания ничем не уступает столичным. И линия первой очереди соединила жилые северные окраины с заводом-гигантом "Уралмаш", вокзалом, стадионом и центром.

Действуют пока всего семь станций, но практически полгорода пользуется услугами метро. Следующая очередь вступит в строй в ближайшие годы и пронзит под землей весь Екатеринбург с севера на юг.

В дальнейшем намечается проложить еще две линии, которые, пересекаясь меж собой, создадут шесть лучей вокруг центрального треугольника и позволят охватить весь город. Правда, когда это произойдет, главный инженер Екатеринбургского метрополитена - первый заместитель директора Борис Наливайко загадывать не рискнул. Финансирование строительства ведется, как и у нас, с большими задержками.

Остается добавить, что стоимость проезда в метро такая же, как и в трамваях, троллейбусах, автобусах... и даже на коммерческих маршрутах Екатеринбурга - пять рублей. Только оплачивать проезд следует специальными метрополитеновскими жетонами, которые продают на каждой станции. Ждать поезда приходится от 5 до 6 минут, в часы пик интенсивность движения возрастает.

Вагоны, кстати, старые, выпуска 1989 года, так что половину срока эксплуатации они уже отходили. Эскалаторы прослужат дольше - до 50 лет. А вот срок службы самих подземных сооружений... без малого три столетия!

Так что Казани метро тоже придется очень кстати, особенно если соединить Горки с центром и новым железнодорожным вокзалом на Воровского. Увы, пуск первой очереди метрополитена к 1000-летию Казани, боюсь, покажется декоративным - слишком мало транспортных проблем оно решит.

Александр ВОРОНИН,

Екатеринбург - Казань.