Усталость за рулем пока не считается правонарушением. Но в Австрии готовятся изменения законодательства, по которому она (усталость) будет считаться правонарушением, а обследование станет носить обязательный характер.

- Уставшие водители так же опасны, как и пьяные, - предостерегает невролог Манфред Вальцль, директор Института медицины сна при неврологической клинике в Граце. - Каждое четвертое дорожно-транспортное происшествие со смертельным исходом и каждое третье в целом вызваны усталостью.

Теперь наконец ее можно измерить - так называемым пупиллографом, медицинским прибором, используемым в офтальмологии, который Вальцль приспособил для применения в сфере дорожного движения.

- Диаметр нашего зрачка изменяется в секунду примерно на 0,3 миллиметра, - объясняет Вальцль. - Чем сильнее человек устал, тем это изменение резче, тем медленнее диаметр зрачка возвращается к исходному. В результате 11-минутного измерения при помощи специальной шкалы можно установить точную степень усталости, которая подскажет, можно человеку садиться за руль или нет. Показатель в 15 единиц говорит о смертельной усталости и невозможности вести машину.

В настоящее время обследование на пупиллографе является добровольным, но в рамках запланированных изменений законодательства через год-два оно станет обязательным.

- Наши и не только наши исследования показали, что каждый третий водитель грузовика и каждый четвертый водитель легковой машины находится за рулем в сильной степени усталости, - утверждает Вальцль. - Реакция человека, который спал ночью меньше четырех часов, такая же, как если бы у него в крови было 0,5 промилле спирта, а после бессонной ночи скорость реакции водителя снижается, как будто у него в крови 0,8 промилле спирта.

По материалам Die Presse.