Все началось с постановления Кабинета министров РТ от 28 декабря 2002 года. В нем говорилось, что отныне каждый житель в месяц будет платить за пользование лифтом не 10 рублей, а 22 рубля 20 копеек. Обещали сделать перерасчет, учтя государственные дотации. Так что новый год лифтеры встречали с оптимизмом.

"Розовые очки" слетели после того, как в январе 2003 года государственных дотаций пришло всего 60% от требуемой суммы. В следующем месяце государственное финансирование прекратилось вовсе. Лифтерам сказали, что на то было указание Министерства финансов РТ: мол, "сборов с населения им должно хватить" (кстати, решение о дотациях из бюджета было принято и утверждено 26 декабря 2002 года на сессии КСНД).

Чтобы оценить значение государственных дотаций, приведем прошлогоднюю схему финансирования казанского лифтового хозяйства. Так, каждый пользователь лифтом должен был платить 28 рублей: доля населения - 10 рублей, остальное доплачивало государство. В этом году республиканское правительство установило тарифы в 22 рубля 20 копеек и "умыло руки".

- Понятно, что в ходе реформ государство должно переложить все на плечи жильцов, - комментирует ситуацию руководитель МУП "Казлифтсервис" Евгений Белов. - Но ведь все нужно делать постепенно: подняли тарифы - убавили дотации.

Казанские лифтеры задались вопросом, откуда вообще взялась цифра 22 рубля 20 копеек? Как оказалось, такой размер тарифа был взят за основу Министерством строительства и ЖКХ РТ по балансу производственной деятельности предприятия "Казлифтсервис" за 9 месяцев работы в 2002 г. При этом сюда не были включены затраты на электроэнергию (из-за реформирования летом ДЕЗов и РЖУ счета были выставлены только в 4-м квартале 2002 года), не учтено было и повышение в июле зарплаты работникам ЖКХ...

Как показала мартовская проверка специалистов городского финансового управления, себестоимость содержания одного лифта по итогам года составила уже 24 рубля. А в 2003 году она вообще перевалила за 35 рэ с полтиной: на 66% увеличились тарифы на электроэнергию, взлетели цены на материалы и запасные части для лифтов. Как тут уложиться в 22 рубля 20 копеек?

- В некоторых районах Казани (там созданы свои лифтовые службы) непокрываемый убыток еще больше, - заметил Евгений Белов. - Так, в Советском районе себестоимость содержания одного лифта составляет 37 рублей, в Авиастроительном - 65, в Вахитовском - 66. Ведь чем в обслуживании меньше лифтов, тем больше себестоимость.

Из-за нехватки денег лифтеры еще не приступали к замене старых лифтов (запланировано заменить 210). Не хватает денег на запчасти. Растут долги по зарплате (задержка полтора месяца) и за электроэнергию. В три раза по сравнению с прошлым годом увеличилось количество простаивающих подъемников. Лифтеры уже стали грозиться, мол, если ситуация не изменится, с 1 августа отключим в городе не только подлежащие замене подъемники, но и те, которые требуют текущего ремонта.

Повысить тарифы до нужной суммы лифтерам не разрешают: дескать, два раза в год это делать нельзя. Поэтому последним остается уповать лишь на государственные дотации.

Денис ТИХОНОВ.