"В КНИГЕ ПАМЯТИ МОЙ ДЕД ОШИБОЧНО ЗНАЧИТСЯ ПОГИБШИМ..."

Казанские семьи продолжают участвовать в проекте "Казанская родословная", проводимом редакцией газеты и Обществом любителей словесности "19-е октября". А мы, как и прежде, публикуем лучшие из писем. Напоминаем условия проекта: объем письма не должен превышать двух страниц. К письму желательно приложить 1 - 2 фотографии, которые по завершении проекта будут возвращены владельцам.

news_top_970_100

Казанские семьи продолжают участвовать в проекте "Казанская родословная", проводимом редакцией газеты и Обществом любителей словесности "19-е октября". А мы, как и прежде, публикуем лучшие из писем. Напоминаем условия проекта: объем письма не должен превышать двух страниц. К письму желательно приложить 1 - 2 фотографии, которые по завершении проекта будут возвращены владельцам.

Моя бабушка Епистимия Федоровна и дедушка Василий Викторович поженились в 1927 году. Невесте было 16, а жениху - 20 лет. Жили Филипповы в селе Русские Буртасы Камско-Устьинского района. Бабушка обладала природным умом, хорошей памятью, много читала, знала массу стихов, всяких прибауток. Прожила она 87 лет и до конца своих дней сохраняла огромный оптимизм и интерес к жизни. Дедушка на вид был суров и малоразговорчив, но отличался прямотой, честностью и доброжелательностью.

Во время коллективизации отца Епистимии Федоровны арестовали за сопротивление колхозному строительству, и он пропал без вести. У деда отобрали землю и сады, с горя он продал все что осталось, в том числе дом, деньги пропил и умер в бане в 1939 году.

Вскоре началась война. 18 июля 1941 года Василий Викторович ушел на фронт. Он защищал Москву. Сидел в окопах в сорокаградусный мороз, был дважды ранен, дошел до Берлина. У меня хранится планшет деда, с которым он пришел с войны, а также бумажник, грамоты, медали и орден. Много лет у Василия Викторовича в щеке оставался осколок, который вышел через колено незадолго до смерти. Вспоминать войну он не любил и редко говорил о ней с детьми и внуками.

В Книге Памяти РТ мой дед числится погибшим в 1942 году. Это ошибка. Он умер от инфаркта в 1970-м.

Трудно было на фронте, трудно было и в тылу. В 1941 году бабушка родила близнецов. На другой день ушла работать в поле, а нянчиться с ними осталась семилетняя дочь Нина.

Голодные, без матери, младенцы прокричали 30 дней и друг за другом умерли. Следом от кори умер пятилетний Ваня. А тут другое несчастье. В 1944 году загорелся соседний дом, огонь перекинулся на наш, который дедушка построил накануне войны. Сгорело все. Бабушка с детьми переселилась в заброшенный домик, и они прожили в нем до конца войны. Всегда жили в состоянии голода, приходилось есть даже траву. Иногда Епистимии Федоровне удавалось обменять вышитые полотенца или скатерти у снохи Насти на несколько пригоршней зерна или 5 - 10 картофелин. Это помогало выжить. Бабушка за свой труд много раз была награждена медалями. Работали самоотверженно, т.к. надо было кормить фронт.

Из четырех братьев дедушки Федор погиб на фронте, Андрей вернулся без руки, а Григорий и Иван умерли от голода в Казани, работая на пороховом заводе.

У Григория на фронт ушли два сына, оба учителя. Александр погиб, а Володя попал на Волховский фронт во Вторую ударную армию под командованием генерала А.Власова. В этой же армии служил Муса Джалиль. В 1942 году армия была окружена и разбита западнее Волхова. Володя, как и Муса Джалиль, попал в плен, однако выжил и после войны 12 лет провел в лагерях под Архангельском. После освобождения Володя Филиппов жил в Теньках, работал учителем, писал хорошие стихи, увлекался фотографией. Умер скоропостижно в саду в 1987-м.

Несмотря на все трудности, мои бабушка и дедушка сохранили в себе самые лучшие человеческие качества: трудолюбие, честность, уважение друг к другу, любовь к детям. И это, наверное, самое главное.

Г.ТАТАРЕНКО.

news_right_column_240_400
news_bot_970_100