Вчера на борту теплохода "Казань", совершавшего морской переход из Махачкалы в Баку, участники Международной научно-практической конференции "Великий Волжский путь" провели научный семинар "Международный транспортный коридор "Север - Юг".

Окончив в Москве МГИМО, молодой дипломат Юлдуз Халиуллин около сорока лет прослужил в посольствах и консульствах на Востоке, перемежая длительные командировки, как это было принято, с периодами работы в аппарате МИД СССР. Ныне он является членом-корреспондентом Международной экономической академии Евразии, возглавляет ее московское бюро, изучает вопросы интеграции стран Южной Азии (Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан) и их сотрудничество с Россией. Юлдуз Нуриевич был одним из докладчиков на семинаре.

- Двадцать первый век станет веком Азиатско-Тихоокеанского региона, составной частью которого и является Великий Волжский путь, соединивший богатый Север и "бедный" Юг. Уже сегодня каждый пятый человек на Земле является китайцем, а каждый шестой - гражданином Индии! Экономический потенциал южно-азиатских стран достаточно высок, даже без учета Японии и Южной Кореи.

Более полувека Индия оставалась традиционным партнером СССР. С начала 90-х этот рынок рухнул - во-первых, он был привязан не к доллару, а к рупии, во-вторых, торговый флот остался на (достался) Украине. В ходе длительных переговоров удалось урегулировать вопросы задолженности, в итоге Индия выплачивает России, правда, товарами, по 0 млн. Товарооборот не превышает полутора миллиардов (,7 млрд. в 1987 году). В Индии мы строим АЭС, реконструируем металлургические заводы, которые СССР помогал строить в прошлом веке. Наращиванию торговли мешают транспортные проблемы. Возить оборудование и товары через Атлантику или Тихий океан - дороже на 40 - 50%, поэтому Россия и Индия подписали с Ираном соглашение по транзиту. Создана трехсторонняя межправительственная экономическая комиссия.

За пять лет объемы торговли России с Ираном выросли в три раза и составляют без малого миллиард долларов. Причем 95% товарооборота приходится на Россию, из них 40% составляет экспорт машин, что для нашей сырьевой страны очень выгодно. Завершается строительство ТЭЦ в Исфахане. Нефтяные компании, в том числе и АО "Татнефть", ведут переговоры о помощи в добыче иранской нефти. Изучается возможность участия России в строительстве газопровода Иран - Пакистан - Индия. В случае осуществления этих проектов наиболее удобным и дешевым способом доставки оборудования, безусловно, станет Великий Волжский путь.

Что же касается необходимых для этого современных причалов в Астрахани, расширения ветки шлюзов в Нижнем Новгороде, углубления фарватера в районе Городца, думаю, на конференции по данным вопросам выступят более компетентные специалисты.

На семинаре также выступили советник МИД Исламской Республики Иран Амири Вахид Муджтаба, глава администрации города Волжский Волгоградской области Игорь Воронин, глава Кировского района Казани Александр Барышев и другие.

Сегодня рано утром теплоход "Казань" должен прибыть в столицу Азербайджана Баку, где международная конференция продолжит свою работу.

Александр ВОРОНИН,

Казань - Астрахань - Махачкала - Дербент - Каспийское море.