Шариатом предполагается целая система правил по переселению мусульман в загробный мир. Об этом «КВ» рассказал имам-хатыб мечети «Казан Нуры» Алмаз хазрат Мухлисов.
- Когда человек находится в предсмертном состоянии, желательно положить его на правый бок лицом в сторону киблы - направление на Каабу - храм в Мекке, в сторону которого все мусульмане обращаются во время молитвы (в этом же положении он будет покоиться в могиле), - поясняет он. - Важно убедить умирающего произнести слова Свидетельства (шахада являются первой и главной из пяти основ ислама: «Ашхаду алля иляха илляллаху ва ашхаду анна Мухаммадан абдуху ва расулюху» («Свидетельствую, что нет божества, достойного поклонения, кроме одного Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад - Его раб и Посланник»). Человек, уверовавший и произнесший эти слова, облегчающие его физические и духовные страдания, считается мусульманином. После наступления смерти следует закрыть покойному глаза и подвязать подбородок. И по возможности в короткие сроки совершить обряд погребения. 

Обмывание умершего
Обмывание покойного считается очищением его от скверны смерти и данью уважения к нему. Поскольку обмывание является очищением, то с покойного следует снять одежду. Для обмывания тело покойного располагается на тахте - специальных носилках, на которые кладут умерших во время обмывания. Не содержится указаний, как следует располагать тахту по отношению к кибле. Как считают ученые, в данной ситуации следует исходить из соображений удобства для совершения этого процесса. Необходимо при этом соблюдать и целомудрие. Сначала умершему нужно сделать подмывание. Затем ему делается омовение. 

Далее покойника кладут на левый бок и начинают обмывание с правой стороны чистой водой до тех пор, пока вода не стечет с тахты. Используется чистая вода с лотосом (сидром) или без него. Затем умершего поворачивают на правый бок и производят те же действия. Как правило, обмывание совершается три раза. Первый раз обмывают чистой теплой водой. Второй раз в воду добавляют очищающие средства, третий раз - камфару. Затем тело вытирают. Обмывание женщины совершается так же, как обмывание мужчины. Обмывание ребенка ничем не отличается от обмывания взрослого. Обмывание покойного совершается человеком одного с ним пола. В случае крайней необходимости мужчина может обмыть маленькую девочку, а женщина - маленького мальчика. Жена может обмывать своего мужа. 

Одежда покойного
Одежда, предназначенная для покойного, должна состоять из трех вещей: покрывало (изар), плащ (рида), рубашка (камис). Что касается женщины, то максимальное количество одежд, в которые она заворачивается, пять: рубаха, платок, покрывало, кусок ткани, повязка. Цвет кафана (одеяние покойного) по возможности должен быть белым. 

Как нести носилки
После заворачивания в кафан покойного кладут на носилки. По мнению ханафитских ученых, носилки должны нести четыре человека с четырех сторон. Нести покойного нужно головой вперед, потому что голова - одна из самых благородных частей тела. Провожающие должны идти позади носилок. Допускается в определенной ситуации ехать за носилками, но из уважения к умершему лучше идти пешком. Мусульманский обряд погребения покойного обязывает всех, кто провожает, быть сдержанными в выражении скорби. Люди, следующие за носилками, из уважения к покойному не должны садиться до того, как тахту поставят на землю или тело покойного опустят в могилу. 

Способ чтения джаназа-намаза
Какое место по отношению к телу умершего должен занимать имам во время совершения джаназа-намаза? Он должен стоять напротив середины тела умершего мужчины и напротив груди умершей женщины. При совершении джаназа-намаза имам произносит вслух четыре такбира (говорит: «Аллаху Акбар!»). При чтении джаназа-намаза руки поднимают только во время первого такбира. 

Приготовление могилы
Похороны умершего являются обязательным действием. Умерших мусульман не кремируют. Кремация по мусульманской похоронной традиции сравнивается со страшной карой - горением в аду. По ханафитскому мазхабу делается боковая выемка (ляхд) в могиле со стороны киблы. Когда в могиле делают ляхд, ее закрывают необожженными кирпичами из глины и тростником. 

Способ похорон
По ханафитскому мазхабу нужно опустить тело покойного в могилу со стороны киблы, а потом положить в ляхд. Не имеет значения, какое количество людей должно спуститься в могилу, чтобы положить тело покойного в ляхд - четное или нечетное. Когда тело опускают в могилу и кладут в ляхд, произносят «Бисмилляхи ва аля милляти Расулилляхи» («С именем Аллаха и на пути Его Посланника») или «Бисмилляхи ва фи сабилилляхи ва аля милляти Расулилляхи» («С именем Аллаха, на пути Аллаха и на пути Его Посланника»). Во время похорон носилки с телом женщины необходимо укрыть покрывалом, носилки с телом мужчины не покрываются. 

Над могилой делается возвышение, но только не в виде прямоугольника, а дугообразно. Высота возвышения над могилой должна быть равной одной пяди или чуть выше. Порицается ставить на могилы каменные плиты. Запрещается читать намаз над могилой. Кроме того, не следует читать намаз по покойному на кладбище между могилами. Но если джаназа-намаз все же был прочитан на кладбище, он считается совершенным. Разрешается посещать могилы и читать молитвы покойным, если они верующие. Как сказал Посланник Аллаха: «Я запрещал вам посещать могилы, но теперь посещайте. Поистине они напоминают вам о загробной жизни». 

Проявление скорби по покойному
Ученые единогласны в том, что выражение скорби должно быть сдержанным и не нарушать моральных правил: разрешается плакать как перед похоронами, так и после, но не повышая голоса и не произнося плохих слов. Также запрещается кричать и громко рыдать. Большинство ученых говорят, что покойник получает пользу, если просить за него прощение у Аллаха. А также если подать за него милостыню (садака) и совершить некоторые виды поклонения (например, паломничество). Ханафиты считают, что не порицается читать Коран за умерших. Нет разницы, находится ли читающий Коран рядом с покойным, или далеко. Также нужно иметь уверенность в пользе чтения, чтобы молитва помогла и принесла пользу.

Как правило, при потере близкого человека люди не знают, как себя вести, куда звонить и к кому обращаться. Возьмите на заметку следующее: если человек умер дома в присутствии близких в праздничные дни или ночью, нужно немедленно обратиться в «Скорую помощь», чтобы прибывший врач констатировал смерть. В дневное время необходимо пригласить врача из районной поликлиники.

Если несчастье случилось в дороге, то с места происшествия тело покойного направляется в судебно-медицинский морг, поэтому когда пропал родственник или другой близкий человек, надо обращаться по телефону 053. 

Патолого-анатомическое вскрытие
Потребность в патолого-анатомическом вскрытии определяет врач, прибывший для констатации смерти. В случае, когда врач затрудняется назвать причину смерти, он сам обращается в специальную медицинскую службу перевозки умершего в патолого-анатомическое отделение на исследование.

Врачебное свидетельство о смерти
Если при констатации смерти врач «Скорой помощи» не затрудняется в определении ее причин (преклонный возраст покойного, длительная болезнь), то свидетельство о смерти выписывают в районной поликлинике, где прежде наблюдался умерший. При его получении нужно иметь паспорт покойного и свой собственный. Этот медицинский документ выдается только кому-то из родных и близких покойного.

Если человек скончался в больнице
Лечащий врач или медицинская сестра извещают об этом его близких и сообщают номер телефона, по которому можно узнать о том, в каком морге находится покойный и как получить врачебное свидетельство о смерти.

Расходы на погребение
Ограду для могилы в Казани можно приобрести от 1200 рублей за погонный метр, памятник мраморный - от 3500 рублей, гранитный - от 7500 рублей. В бюро ритуальных услуг имеется ритуальная одежда от 500 рублей. Ритуальный автобус обойдется в среднем в 3000 рублей. Выкопать могилу стоит от 3000 рублей. Общий размер расходов - от 20 тысяч рублей.