Новая транспортная коммуникация (4 - 6 полос, протяженность - 17,5 километра) разрабатывается в рамках концепции развития города на территории акватории Казанки и Волги. По словам первого вице-мэра Казани Иршата Минкина, проект позволит сделать максимально доступными для горожан такие населенные пункты, как Верхний Услон, Печищи, Набережные Моркваши, а система переливных шлюзов, которая соединит Казанку с Волгой, сохранит устойчивый образ исторического облика Казанского кремля.

Появление новой дороги сулит решение проблемы постоянных в летнее время заторов на выезде из Кировского района, а также снимет транспортное напряжение в центре - с Булака и с таких улиц, как Нариманова, Московская. 

Конкретный маршрут - с улицы Девятаева к Кировской дамбе в районе ГИМСа и до Займище - обозначила генеральный директор одного из разработчиков проекта ОАО «Институт по проектированию объектов дорожного хозяйства РТ «Татдорпроект» Елена Пановская. Свободное движение (пропускная способность дороги составит не менее 1000 машин в час) обеспечит сеть эстакад, развязок и мостов. Существует несколько вариантов их расположения, окончательный вариант пока не определен.

Каков экологический ущерб от такого вмешательства в природу? На этот самый главный вопрос, волнующий население, у экспертов, собравшихся на пресс-конференции в «Татмедиа», есть ответ.

Как рассказал руководитель научно-производственной лаборатории ГУП «Татинвестгражданпроект» Евгений Евсеев, данная территория исторически была сушью: от Казанки до русла Волги в этих местах было семь километров. На этой залитой ныне водой территории располагались различные склады, производственные помещения. Вода пришла сюда лишь после создания Куйбышевского водохранилища в 1953 году. И сейчас отдельно выступающие островки обнажают иногда участки брусчатки, сваи. 

- Это непростая территория, на которой чередуются подъемы и спады воды, - подчеркнул архитектор. 

С помощью системы шлюзов, которую предполагается создать в рамках концепции, удастся сохранить уровень береговой линии. Тогда вода в Казанке будет удерживаться на отметке 53 метра, а в Волге - на нормативных 49. 

Градостроительные цели помогут избавить реки от проблем, копившихся десятки лет, когда под водой оказалась большая пойменная территория, считает доцент Казанского государственного энергетического университета Роза Дыганова. Вследствие постоянного спада-подъема воды происходило колоссальное перемещение донных отложений, что привело к заболачиванию территории. С началом строительства будут проведены дноуглубительные работы - начнется движение в застойных местах, что приведет к насыщению воды кислородом, ускорению течения, открытию родников. 

Конкретные сроки масштабных перемен не называются. Пока решение о строительстве дороги не включено даже в городской транспортный план. После завершения проект должен пройти экспертизу, а затем общественное обсуждение.