С началом учебного года, как обычно, бывшие детсадовцы впервые сели за школьные парты, дабы со всей силой детского энтузиазма вгрызаться в гранит науки. Какие же они, сегодняшние первоклашки? Отличаются ли чем-нибудь это поколение от предыдущего?

Задавшись такими вопросами, я отправилась за ответом прямиком в свою родную 94-ю школу, стены которой покинула два года назад.

Правда, теперь она именовалась не школой, а гордо - гимназией, о чем свидетельствовали огромные буквы над крыльцом, которых в мое время еще не было. Однако многое осталось неизменным. Например, моя первая учительница, у которой в этом году новая порция первоклашек. Девочки и мальчики с интересом косились на меня, когда я, напросившись поприсутствовать на уроке, втиснулась за непривычно низкую парту. На уроке дети чувствовали себя весьма вольготно, не стеснялись, свободно отвечали на вопросы. Это результат шестимесячных занятий в школе развития, которая готовит будущих первоклашек к учебе.

Однако на этих занятиях учителя не проходят с детьми уровень первого класса. Школа развития создана главным образом для того, чтобы помочь детсадовцам адаптироваться в новой обстановке, развить память, усидчивость и воображение. Уроки длятся всего двадцать пять минут и проходят в игровой форме. Особенностью этих занятий является также присутствие на них родителей, которые наблюдают за детьми и дома еще раз объясняют им недопонятое.

Сегодня изменилась и позиция учителя по отношению к ученику. Если раньше она была авторитарной и детям говорили: LЖи-ши пишется через и, потому что так надо¦, то сейчас ребенку объясняется, почему это правильно. Уроки строятся на основе обсуждения, и каждый малыш может высказать свое мнение, правильное оно или нет. Какие же плюсы несет данная методика?

Как утверждают учителя младших классов, детям интереснее не просто заучивать придуманные кем-то правила, а самим докапываться до сути вещей. Они становятся более раскованными, учатся свободно выражать свои мысли. Не достаточно просто обладать знаниями, нужно еще правильно ими пользоваться и уметь отстаивать свою точку зрения. А то бывает, что троечники порой устраиваются в жизни лучше отличников, хотя уступают им в успеваемости.

Учителя считают, что сегодняшние первоклашки избалованнее своих предшественников и вместе с тем менее самостоятельны. Нельзя сказать, что они лучше или хуже - они просто дети нового времени, и поэтому другие. Определенные плоды, конечно, приносит засилье телевизионных передач, рекламы и компьютерных игр. И если раньше все мальчишки хотели, как один, стать космонавтами, то сейчас мечты несколько изменились. Один мальчик поведал мне, что мечтает стать актером и сниматься в боевиках, как Джеки Чан... Но зато учиться первоклашкам нравится, в чем меня дружно заверил весь класс. Что ж, будем надеяться, что желание учиться у детей со временем не пропадет, а новые методы обучения дадут только позитивные результаты.

Диана ШАГИАХМЕТОВА.