НОВЫЕ НИЩИЕ

Весьма неплохо живут-поживают за счет сердобольных казанцев сотни попрошаек, ежегодно заполоняющих наш город в теплое время года

news_top_970_100

Весьма неплохо живут-поживают за счет сердобольных казанцев сотни попрошаек, ежегодно заполоняющих наш город в теплое время года

Как-то вечером в нашу квартиру позвонили. Открываю дверь, вижу: стоят двое ребятишек, мальчик и девочка. Увидев «большого дядю», замялись.

- Чего вам, ребятки? - спрашиваю.

- Дяденька, - жалостливо захныкали они, - мы из Сабинского района, дом у нас сгорел, мамка в больнице, а нам кушать нечего...

Пока жена скребла по сусекам, выискивая продизлишки, юные просители успели позвонить еще в три квартиры на нашей «клетке». Сосед слева, ни слова не говоря, «отстегнул» погорельцам червонец. Две другие двери не открылись.

- Ну, давайте ваш мешок, - сказала жена, вынеся в коридор банку сгущенки и кулечки с макаронами и печеньем.

Но оказалось, что у просителей не было при себе ни сумки, ни мешка. Пришлось сложить наши гостинцы в один пакет, который мы и вручили детям.

А наутро, идя на работу мимо бака с мусором, приготовленного дворниками к вывозу на свалку, я увидел этот самый пакет, в котором находилась и большая часть нашего «подаяния». Жене я ничего не стал говорить, чтобы не расстраивать лишний раз. А вот в милицию обратился. В райотделе мне вежливо сказали, чтобы я не морочил им голову всякими нищими. Но признали, что такое явление - попрошайничество - процветает.

После того случая я стал внимательнее присматриваться к разного рода нищим. Вот стоит в подземном переходе молодушка, лицо которой обвязано платком на «турецкий» манер. Рядом с ней сидит в детской коляске девочка лет пяти, в ее ручонках зажат небольшой плакат, на котором корявыми буквами нацарапано: «Граждане! Помогите вылечить ребенка, больного раком!» Народ, сновавший мимо, весьма активно вносил вклад в дело оздоровления ребенка. Забывая при этом, что онкологические заболевания в нашей стране пока еще лечатся... бесплатно!

На улице Мусина нередко можно встретить помятого мужичонку, который сидит прямо на тротуаре, выставив напоказ ногу, затянутую в корсет. Рядом с ней стоит жестянка для мелочи. Вроде как инвалид. Но видели бы вы, как этот «калека» улепетывал от наряда милиции, случайно показавшегося на горизонте! Впрочем, чего-чего, а милиции современным попрошайкам бояться нечего: ни в Административном, ни в Уголовном кодексах этот вид «трудовой деятельности» преступным не считается. В последнее время все активнее стал развиваться и такой вид попрошайничества, как выпрашивание денег у водителей машин. При этом «нищие» без боязни лезут прямо под колеса авто, нередко создавая опасные ситуации на дороге.

Между тем индустрия попрошаек растет и ширится. По данным социологических исследований, проведенных недавно в Москве, заработок профессионального «нищего» доходит до тысячи долларов США в месяц.

Впрочем, таких «свободных художников» в этом бизнесе не так много. Основная масса просителей находится под неусыпным оком «хозяев», которые не только охраняют их, но и решают, где лучше нести службу: в подземных переходах, на вокзале или оживленном вещевом рынке. Они же выдумывают и легенды для «новых нищих», как метко окрестили в народе попрошаек. Кстати, от легенды во многом зависит успех всего дела: ведь она должна не только вышибать слезу у милосердных сограждан, но и выкачивать из их карманов деньги. Например, пассажиры арской электрички видели как-то женщину, собиравшую деньги... на похороны любимой собачки. Каково!

Справедливости ради заметим, что среди большого отряда профессиональных попрошаек встречаются и настоящие нищие. Их до этого промысла, как говорится, жизнь довела. Но такие, как правило, «работают» по мере нужды: захотел покушать или выпить - встал на «точку», получил свое - отдыхай дальше. К тому же они стараются не попадаться на глаза «коллегам» (чужаков в этой среде не любят) и работают в основном на окраинах.

В последние годы кроме традиционных «нищих-одиночек», промышляющих в людных местах, появились и бригады, занимающиеся обходом жилого фонда. Как правило, рядятся под беженцев, погорельцев, тяжелобольных, а то и просто... отставших от поезда в чужом городе. У каждой бригады свой микрорайон, своя улица. А чтобы не примелькаться, попрошайки нередко меняются адресами и даже ездят в командировки в соседние города.

Как же относиться к современным нищим? - спросит читатель. Честно говоря, ответить однозначно трудно. Тем более что стремление помочь ближнему заложено в нас генетически. И все же, прежде чем вынуть монетку из кошелька, подумайте, на что она будет потрачена: на кусок хлеба или на чью-то роскошную жизнь.

Владимир МУЗЫЧЕНКО.

news_right_column_240_400
news_bot_970_100