Славную дату отмечают нынче казанские железнодорожники: ровно 110 лет назад, в 1893 году, наш город был присоединен к сети российских железных дорог.

Впрочем, строительство железнодорожной ветки на Казань из Алатыря началось еще раньше - 27 августа 1891 года. Работы по тем временам велись споро, и народу, собранного из окрестных сел и деревень, в этом деле участвовало видимо-невидимо. Естественно, почти все работы велись вручную, тем не менее уже через два года в столицу Казанской губернии прибыл, пыхтя клубами пара и рассыпая искры, первый паровозик, за которым следовало несколько маленьких вагончиков. Так началась большая железнодорожная жизнь нашего края, которая с успехом продолжается и поныне.

Читателям, вероятно, интересно узнать, кому мы обязаны появлению в Казани первого пассажирского состава. С удовольствием называем имя этого достойного человека - тогдашний городской голова Сергей Дьяченко. Он был буквально одержим идеей присоединения Казани к российской «железке», которая в ту пору росла, что называется, и в ширь, и в глубь империи. Но первые попытки тогдашнего «мэра» заручиться поддержкой наверху не увенчались успехом. Московские чиновники неохотно шли на контакт, чиня казанскому ходоку всяческие препятствия. И тогда голова решился на крайнюю меру: он стал искать подходы к самому... императору всея Руси - Александру Третьему. В ход пошли и личные связи, и... дорогие подарки сановным лицам, приближенным к государю. Одному из них, большому любителю конной езды генералу Черевину, который был вхож к царю, неутомимый Дьяченко подарил роскошное седло, перекупленное у казанского купца Сайдашева за большие деньги. Неизвестно, то ли дорогой подарок «сработал», а может, что-то другое, но только вскоре высочайшее разрешение государя на строительство первой железнодорожной ветки и открытие железнодорожного сообщения до Казани Дьяченко было получено, и работа закипела.

Кстати, она не прекращалась ни на один день и ни на один год. В 1894 году, например, в Казань пошли первые товарные поезда. А в 1895-м началось строительство Казанского вокзала, который и поныне считается одним из красивейших не только на Горьковской магистрали, но и во всей сети дорог России. В 1913 году был построен железнодорожный мост через Волгу близ Свияжска, который дал возможность нашим предкам путешествовать из Казани в Москву и обратно. А в 1916 году началось регулярное движение поездов по маршруту Казань - Екатеринбург.

Интересна, кипуча, плодотворна и сегодняшняя жизнь казанских железнодорожников. Они высоко держат марку Казанского отделения Горьковской железной дороги, а стало быть, и нашу с вами - казанскую марку. На протяжении нескольких кварталов казанцы выходили победителями в отраслевом соревновании Министерства путей сообщения России. Миллионы пассажиров, сотни тысяч тонн различных грузов перевозятся ежегодно по казанским путям. Постоянно совершенствуются и обновляются техника, подвижной состав, средства автоматизации и связи, повышается образовательный уровень машинистов, помощников, путейцев, связистов, работников других профессий, без которых невозможна полнокровная и безопасная жизнь огромного хозяйства, именуемого железной дорогой.

В лучшие годы через станцию Казань проходило до 140 пар пассажирских поездов в сутки. Сегодня по различным причинам, в том числе и с повышением интенсивности пассажирского движения по Северной обводной ветке, их число снизилось до 36 пар. Однако количество пассажиров, проезжающих через Казань, остается весьма высоким. Например, в прошлом году через столицу РТ проследовали на поездах дальнего, местного и пригородного сообщения свыше четырех миллионов человек!

Ежегодно в Казанском отделении ГЖД улучшается сервис, растет количество и качество оказываемых пассажирам услуг, становится безопасней движение поездов. За последние годы казанские путейцы уложили сотни километров новых рельс на бетонных шпалах, в том числе и так называемых безстыковых путей. Как сообщил вашему корреспонденту первый заместитель начальника Дирекции по обслуживанию пассажиров Казанского отделения ГЖД Юрий Малофеев, большая работа здесь проводится и по обновлению вагонного парка. Так, очень популярные среди казанцев фирменные поезда «Татарстан», которые, кстати, считаются одними из лучших в сети российских железных дорог, сегодня на 80 процентов состоят из новых комфортабельных вагонов производства Тверского вагоностроительного завода. А на днях в Казань поступил еще один новенький 12-местный вагон - СВ люкс. По отзывам специалистов, эта супермодель создана по самым высоким мировым стандартам современного вагоностроения. По достоинству оценили казанцы и новенькие электрички демиховского производства, которые пришли на смену устаревшему парку пригородных поездов. Разве сравнить их с теми крошечными, да простят меня предки, где-то убогими вагончиками, которые подкатили 110 лет назад к деревянному тогда еще казанскому вокзальчику! А современные электровозы, которые сегодня мчат пассажирские экспрессы, имеют мощность, превышающую паровозную тягу локомотивов позапрошлого века в несколько десятков раз.

Но, пожалуй, главным богатством, которым могут похвалиться в Казанском отделении ГЖД, являются люди, золотые труженики стальной магистрали, на чьих сильных плечах и преданных своему делу сердцах держится сегодня дело отцов, дедов и прадедов. Какой вокзал они отгрохали к 100-летию - любо-дорого посмотреть. Он и сегодня гордо стоит, наш красавец, наша гордость. Гиды показывают его иностранцам наравне с кремлем и другими достопримечательностями столицы.

- Уверен, что если бы сегодня, как в сказке, к нам приехал городской голова Сергей Дьяченко и произвел осмотр нашего хозяйства, то он наверняка остался бы доволен тем, что сотворили за эти 110 лет потомки! - считает начальник Казанского вокзала Тагир Якубов. - Нам есть чем гордиться, есть что передать тем, кто придет на дорогу после нас...

Прекрасные слова, которыми можно было бы и завершить этот материал. Что может быть лучше и достойнее, чем беречь и приумножать то, что достигнуто трудом многих поколений! Вот только, думается, делать это должны не только железнодорожники, но и пассажиры тоже. У нас же, увы, порой для этого не хватает... элементарной культуры. Вспомните, сколько тонн цветного металла «уплыло» налево из вагонов электричек. А куда делись бронзовые фигурки лягушек, украшавшие фонтан в одном из залов вокзала? Они испарились вскоре после открытия отреставрированного здания. А зачем таскать жидкое мыло из туалета, полотенца из вагонов, к чему писать нелепые слова на древних стенах уникального памятника архитектуры?

Вопросы, увы, еще остаются. Ну а наш общий поезд под названием Жизнь мчится вперед, все ускоряя бег. Счастливого пути тебе, поезд, зеленого светофора твоим машинистам и пассажирам!

Владимир МУЗЫЧЕНКО.