Здесь на берегу озерка с настоящими дикими утками стоит уютная деревянная церковь. 



О таких местах говорят - намоленное место, и каким-то непостижимым образом я это чувствую. Покровская церковь построена в 1895 году на средства прихожан и казанского купца первой гильдии П.В.Щетинкина. Служба здесь ведется только по воскресеньям, священник живет в Казани. Сегодня суббота, но дверь храма открыта, женщина с ясными голубыми глазами чистит храм. Охотно рассказывает об иконах в красивых окладах. Надписи, сделанные на окладах, обессмертили имена жертвователей: «Жертва Веры Аркадьевны, 1895 год». Иконы не самые ценные и старинные, но настоящие.

Все лихие годы иконы сохранялись в семьях. Люди понимают ценность и смысл икон. Знают - без святынь и души не сохранишь. Дождались, передали иконы в храм. И только иконостас поразил меня. Аж холодно на душе стало - оказалось, он пластмассовый... Разве мало у нас и небогатых людей, и состоятельных, понимающих значение настоящего иконостаса для храма? Только кликни клич - одни по убеждению, другие - чтобы увековечить свое имя, помогут воссоздать иконостас. Ну не могут святыни быть пластмассовыми...

В фондах библиотеки университета (КПФУ) есть сведения о владельцах села Сокуры более чем за полтора столетия. В 1745 году, кроме помещика С.Ф.Змеева, владельцем Сокуров является Роман Николаевич Державин, отец знаменитого русского поэта Гавриила Романовича Державина. Поэт провел в этом селе свои детские годы, а после смерти отца стал совладельцем Сокуров. Родился же Г.Р.Державин, как свидетельствуют многочисленные документы, в Казани. Родители Г.Р.Державина были владельцами поместий в селах Лаишевского уезда, так что и здешние места, и памятники культуры связаны с именем русского поэта Г.Р.Державина. 

Купец Щетинкин, помещица Чемодурова, купец Змеев - никакой надежды не было у них остаться в истории, если бы они не вложили свои деньги в возведение храмов. И архитекторов нашли достойных. Само местоположение храмов выражает отношение к Богу, к святыням. С каким достоинством и тактом выбраны места для расположения храмов! 

Храм деревни Егорьево расположен так, что с тракта его сразу не увидеть. Пока подъезжаешь, начинают поблескивать купола через ветви деревьев, храм стоит высоко на другом берегу небольшой реки и открывается не сразу. 



Здесь на погосте села Егорьево были захоронены родители Гавриила Романовича Державина и был сооружен склеп. В 2002 - 2003 годах наружная часть церкви Богоявления и склеп были отреставрированы в связи с 260-летием Г.Р.Державина. На мраморной плите над склепом вырезано четверостишие Г.Р.Державина: «О праотцов моих и родших прах священный! Я не принес на гроб вам злата и сребра, И не размножил ваш собою род почтенный; Винюсь: я жил, сколь мог, для общего добра!» Так и находится все эти годы церковь Богоявления в стадии незаконченной реставрации. В родительскую субботу перед днем Святой Троицы у церкви Богоявления проходит поминальная служба по родителям поэта.

Приход здесь возник в 1639 году, поначалу был построен деревянный храм в честь Богоявления Господня. Тот храм, что мы видим, построен в 1769 году на средства помещицы Анны Федоровны Чемодуровой, о чем сообщает памятная табличка у входа в церковь. Образцом посадского храма в стиле барокко называет его «Свод памятников». А в 2013 году будет 270 лет со дня рождения Г.Р.Державина - хороший повод довести реставрацию храма до завершения.

Село Державино. Пока я от Оренбургского тракта еду по селу, замечаю неплохую дорогу. Вдоль улицы сплошь красивые и богатые дома. Но дорога хороша ровно до середины села, дальше все разбито, и к старинному храму подъезжаю по колдобинам. Захватывает дух - и величественно, и красиво поставлен храм на возвышении у водоема. 



Никакие строения не стоят близко к храму, не искажают восприятия. Разве что магазинчик неуместно близко подобрался. Никольская церковь построена в 1715 году, скоро ей 300 лет. По углам ограды устроены две часовни, одна в честь Александра Невского, другая - в память избавления от гибели императора Александра III, как сообщает «Свод памятников». В 1993 году была проведена реконструкция здания. 

Подхожу ближе. Храм еще очень крепок, простоит века. Но заброшенность... Храм вопиет о своем спасении от разрушения - таким отчаянным одиночеством веет от его стен. Главный купол зияет дырой, оттуда проросли мелкие кусты. Ни службы здесь не идет, ни реставрации. 

Говорю с местной жительницей. Она мусульманка, в 2003 году в селе построили красивую мечеть. Конечно, замечает женщина, напрашивается примитивная отговорка бездействию храма, мол, православных в Державино меньше, чем мусульман. И все же она говорит: «Мне не все равно, этот храм - памятник, к нам в Державино приезжают культурные люди, а здесь запустение...» Кроме того, местные жители нуждаются в храме, когда везут хоронить, вместо отпевания останавливаются у входа в храм. Сквозной и широкий арочный проем служил некогда центральным входом в церковной ограде. Но отпевать некому, и ворота заперты. Постоит процессия и едет на кладбище. Может быть, православные Державина могут помочь в восстановлении храма? Дома их благоустроены и ухожены, материальный достаток налицо. 

Не допустить обветшания и разрушения памятника культуры необходимо для республики, для ее престижа. Туристы и во время Универсиады и после нее на маршруте Сокуры, Каипы, Егорьево, Державино, Смолдеярово получат неизгладимые впечатления от культурных памятников Татарстана, от Державинских мест. Да и деньги свои оставят республике. 

Уже с тракта видны голубые купола красивейшего храма деревни Смолдеярово. Купола соединяются своим небесным цветом с самим небом. 



Из разговора с матушкой Манефой, в свое время обиходившей храм и сейчас отошедшей уже от дел, выясняю, что не позолочены купола от бедности, а голубая блестящая краска на них - автомобильная. Храм приведен в полный порядок, правда работает только два часа в неделю - по утрам в воскресенье, священник ездит служить из Казани. Посмотреть храм внутри по этой причине сложно, но то, что иконостас пластмассовый, как и в Сокурах, узнаю от прихожан.

Храм этот был возведен в честь Казанской иконы Божией Матери в 1903 - 1905 годах на средства казанского купца П.В. Щетинкина, как и церковь в Сокурах. На углу церковной ограды возведена часовня в память императора Александра II. Стены храма украшены лопатками с многочисленными нишками, покрыты узором из простого и локального кирпича. Три фасада храма оформлены арками и украшены богатой резьбой. Хотя это один из крупнейших приходских храмов края - памятник архитектуры в русско-византийском стиле, многое было утрачено. По фризу арок были когда-то выложены изречения из святого писания буквами, покрытыми оцинкованным железом, а внутри храма частично утрачена художественная кафельная плитка Елабужского завода Ушкова.

Среди чудной природы края и ухоженных его дорог между бурьяном забвения и черной тучей безденежья вырастает Красота. Еще не поздно сохранить ее.