Эти и другие актуальные вопросы «КВ» обсуждали с гостем редакции - руководителем Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан (Татарстан) Мариной Патяшиной.

Представляем гостя

 

Марина Александровна Патяшина родилась в Казани. В 2000 году закончила КГМУ. Работала палатной медсестрой больницы скорой медпомощи, врачом-эпидемиологом ГУ «Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора», замглавврача по эпидвопросам ГАУ «Республиканский клинический кожно-венерологический диспансер». С 20 сентября 2011 года - руководитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан (Татарстан) - главный государственный санитарный врач по РТ. Кандидат меднаук. Замужем, воспитывает сына и дочь.

Граждане подковались
- Марина Александровна, российскому закону о защите прав потребителей в этом году 20 лет. За эти годы граждане стали более подкованными?
- Приведу статистику: с 2009 года количество жалоб выросло в четыре раза. Так, если в 2009 году было зарегистрировано 1500 обращений, то в 2011-м - около 6 тысяч. Это свидетельствует не только о том, что юридические лица и индивидуальные предприниматели стали чаще нарушать закон - население становится более грамотным. И знает, куда обращаться. Если раньше служба занималась исключительно вопросами санитарно-эпидемиологического благополучия населения, то с 2005 года вопросы защиты прав потребителей стали еще одним приоритетным направлением деятельности.

- На что чаще всего жалуются граждане?
- На продажу продовольственных и непродовольственных товаров ненадлежащего качества, истекший срок годности или обман потребителей. Например, на ценнике указана одна цена, а фактически на кассе выясняется, что она гораздо выше. Чаще всего к нам поступают просьбы вернуть деньги. Еще раз хочется напомнить, это прерогатива суда, мы разъясняем лишь порядок возвращения денег в случаях, когда были нарушены потребительские права.

- Как предупредить остальных покупателей, что в магазине некачественный продукт? 
- Во-первых, надо обратить внимание продавцов: они должны снять с реализации такой товар. При этом не имеет значения, истек срок годности или не были соблюдены условия хранения. Если обнаружили недостаток в покупке уже дома, можно обменять товар в магазине на более качественный или вернуть деньги, а также написать нам жалобу.

Где продают осетрину «второй свежести»
- Кто в лидерах среди проштрафившихся: рынки или торговые сети?
- По рынкам и торговым сетям мы ежедневно фиксируем по 20 обращений. Думаю, это лишь малая толика - многие жалеют время на разбирательства. С другой стороны, на какое качество рыбы можно рассчитывать, если она лежала не в холодильнике? Иное дело недорогие товарные сети шаговой доступности. Здесь и чек сохранен, и популярны они среди населения. К слову, по закону отсутствие чека не основание для отказа в удовлетворении требований покупателя. Можно привести свидетелей, которые подтвердят факт покупки. 

Без вины виноватые
- Вы ответственны за установку сотовых антенн на домах?
- Мы оформляем санэпидзаключения на размещение таких объектов. В дальнейшем перед вводом в эксплуатацию специалисты нашего центра выезжают на место установки базовой станции сотовой связи, делают замеры электромагнитного излучения, проверяют соответствие заявленным параметрам размещения. Следует отметить, что данные базовые станции, установленные в соответствии с саннормами и правилами, являются маломощными и не представляют опасности для населения. На территории республики не зафиксировано ни одного случая превышения электромагнитного излучения от базовой станции. Жители должны понимать: чем больше вышек в городе, тем лучше связь и меньше время соединения. Излучение от сотового телефона в период ожидания звонка и поиска сети, по мнению экспертов, самое опасное. 

- Что является критерием получения услуги высокого качества? Например, не нравится стрижка в парикмахерской...
- Стандартов качества услуги нет, да и договор с клиентами не заключают. Теоретически можно обратиться к экспертам, которые вынесут свое заключение, и ваши деньги могут быть возвращены. В реальности многое зависит от мастера, делавшего стрижку. В сфере медуслуг ситуация иная. Здесь и критерии четкие, и алгоритм действий выработан.

- Насколько строг контроль, скажем, за стоматкабинетом в жилом доме?
- Стоматкабинеты - зона риска. Им разрешено размещаться в домах только при наличии изолированной системы вентиляции, отдельного входа, соблюдения требований по шуму и другим факторам. Если запах пломбировочных материалов поступает в квартиру, это повод для обращения жильцов к нам. Так же как и уровень шума. Отходы, в которых содержатся биологические жидкости (кровь, слизь), обязательно подлежат дезинфекции (обезвреживанию). За ними осуществляется особый контроль. У каждого кабинета должны быть подписанные пакеты или контейнеры ярко-желтого цвета, предназначенные для опасных медотходов. Выбросить их в подъезде не получится - виновного найти несложно. 

Санправила разрешают размещать там и рентгеностоматологические аппараты. В том числе в смежных с жилыми помещениями при условии обеспечения требований норм радиационной безопасности для населения в пределах помещений, в которых проводятся исследования. Стоматкабинет должен иметь лицензию на меддеятельность - рентгенология, санэпидзаключение о соответствии условий работы с источниками физических факторов (ионизирующего излучения) воздействия на человека санитарным правилам, техпаспорт на кабинет и другие документы, предусмотренные законами в области обеспечения радиационной безопасности.

Не доверяйте «ласковым» названиям
- Тренд сезона - мороженое. Говорят, что сейчас очень трудно найти настоящее - нынешнее нежное от того, что все напичкано растительным жиром...
- Мороженое - продукт деликатный, скоропортящийся, к его покупке надо подходить с максимальной осторожностью. Мороженое должно храниться в морозильнике при температуре минус 18 С, рекомендуемый срок годности мороженого при вышеуказанной температуре - не более 6 месяцев. Подтаявшее ни в коем случае не берите - высок риск, что в нем поселились болезнетворные бактерии! Что касается растительного жира, то законом не запрещено вводить растительные жиры в продукт. Но это должно быть отражено в составе продукта на потребительской упаковке. Единственный запрет касается детских смесей - заменителей грудного молока. 

- Есть ли ограничение на размер шрифта для производителей?
- К сожалению, минимальные размеры шрифта приняты лишь для упаковок молочной и масложировой продукции. Законодателем сформулировано, что информация должна быть исчерпывающей. Но конкретные указания о способе нанесения маркировки, размере ее шрифта отсутствуют. Информация должна быть четкой, конкретной, доступной и легко читаться. Иногда производители лукавят - добавляют в названии одну буковку и тем самым уходят от ответственности: «Сметанка» вместо «Сметана», «Сгущенка» вместо «Молоко сгущенное». Это повод насторожиться. В любом случае, если добавлен растительный жир, молоко превращается в молочный продукт, а сыр можно назвать только сырным продуктом.

- А как это узнать, если сыр расфасован в магазине и на нарезанном куске, кроме цены и веса, ничего не указано?
- Стараться покупать в фабричной упаковке. Пусть больше, зато нарезанный вашей рукой, он будет храниться в вашем холодильнике. В состав качественного сыра входит пастеризованное молоко, соль, закваска на основе молочных бактерий, сычужные ферменты, хлористый кальций и бета-каротин в качестве красителя. Если на упаковке указаны различные добавки типа нитрата натрия, пальмового масла, растительного жира или масла, то такой сыр брать не следует. Это нехарактерные для молочного продукта жиры введены для удешевления продукта. Состав изменен, но это никак не сказывается на внешнем виде. Да и по вкусу и запаху частенько подвоха не заметишь.

Ловушки живописных мест 
- Что же с озером Глубоким: можно там купаться или нельзя?
- Имеете в виду слухи о холерном вибрионе? Два раза в месяц мы проводим на него и другие инфекции плановое исследование. Пока ничего не выявлено. Но санэпидзаключения по этому пляжу мы тоже не давали - это пока неорганизованное место купания. Отдыхают там сейчас казанцы на свой страх и риск. Напоминаю, сейчас в городе официально открыты три пляжа - «Комсомольский» в Дербышках, «Локомотив» и «Нижнее Заречье». 

- Нельзя ли обрабатывать от клещей городские парки и скверы, куда насекомые перебираются из лесов?
- Действительно, в этом году количество обращений в связи с укусами клещей выросло в полтора раза. Это связано с тем, что весна пришла стремительно. Клещи активизировались молниеносно. Но сейчас ситуация стабилизировалась. Лесопарковые зоны всегда обязательны для обработки, и мы проверяем, насколько качественно она проведена. У нас нет цели уничтожить всех клещей. Тем более что лишь 4 процента из них носители вируса. А Казань с пригородами не является эндемичным районом по клещевому энцефалиту.

Всякую воду - кипятить!
- Чем закончились проверки на радиацию земель в Высокогорском районе, где собираются выделять участки многодетным семьям? 
- В радиусе 1150 м вокруг зоны строгого режима пункта хранения радиоактивных отходов установлена санитарно-защитная зона, после нее в радиусе 5 км - зона радиационного контроля, где находятся населенные пункты. Деревня Макаровка - тому пример. Здесь издавна живут люди, жалоб и обращений не было. Аккредитованная лаборатория пункта хранения ежеквартально проводит радиационный контроль, в том числе объектов окружающей среды. Со своей стороны и мы регулярно осуществляем контроль уровня радиации, включая исследования проб воды из подземных источников, которые там находятся. Опасных ситуаций не возникало ни разу.

- Проверяете ли вы родники, из которых горожане охотно набирают фляги воды?
- Нет, мы осуществляем контроль лишь за теми источниками, которые предназначены для питьевого водоснабжения. В Казани основной объем питьевой воды поступает из поверхностного источника. Кстати, по Казани результаты лабораторных исследований питьевой воды из распределительных сетей лучше, чем в среднем по республике: доля нестандартных проб в 2011 г. составила всего 1,5% (по РТ - 6,1%). Но вода, будь она из крана или куплена в розлив как питьевая, если герметично не упакована, в любом случае подлежит кипячению, как и прошедшая через фильтр. Микрочастицы слишком малы, чтобы фильтр стал для них препятствием.

- Вы специалист и в то же время потребитель. Вам легко или сложно ориентироваться в мире товаров?
- Легко. Потому что мне всегда не хватает времени. Хотя, конечно, ругаю себя за то, что слишком доверчива и верю в презумпцию невиновности нашего бизнеса. Рассматриваю этикетки со вниманием лишь на детской продукции: у меня двое маленьких детей. 

Кстати
Если продукт состоит более чем из двух ингредиентов, эта информация должна быть отражена на упаковке.