СМИ республики вступили в период избирательной кампании. А как им пройти предвыборный марафон без сучка и задоринки? Об этом мы попросили рассказать председателя Центральной избирательной комиссии РТ Анатолия Фомина.

- Анатолий Алексеевич, какие ошибки могут совершить СМИ в период избирательной кампании?-

Во-первых, те средства массовой информации, которые намерены освещать ее ход, должны об этом заявить, на что дается месяц. В течение этого месяца необходимо опубликовать расценки на политическую рекламу. Обязательно о своем участии в освещении избирательной кампании информируете ЦИК. Своих читателей и потенциальных кандидатов в депутаты СМИ должны проинформировать на страницах своей газеты, опубликовав для этого расценки на политическую рекламу.

Во-вторых, важно помнить, что агитация в СМИ начинается с 7 ноября и ни днем раньше, а заканчивается за сутки до выборов.

- Что делать тем СМИ, которые активно с начала года публикуют агитационные материалы выборного характера и получили деньги вперед до конца этого года?

- Закон РФ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» предусматривает, что с момента опубликования Указа Президента РФ о назначении даты выборов вся политическая реклама в СМИ прекращается, она возобновится только 7 ноября. Другое дело, что СМИ могут информировать избирателей о том, что происходит в политической жизни: какие съезды проходят, кто выдвигается и т.д. Но это должно подаваться без комментариев, без аналитики. СМИ в этот период занимаются только информированием избирателей.

- А как вы будете определять в журналистских материалах, где проходит грань между информированием и аналитикой?

- Эту грань действительно провести сложно. Главное здесь - соблюсти равенство и непредвзятый подход к освещению событий. Если вы, к примеру, постоянно анализируете действия какой-то партии или кандидата и умалчиваете о других, это аналитика с явным предпочтением, что может быть расценено как нарушение. Еще я хотел бы подчеркнуть, что для нас принципиально важны тенденции того или иного СМИ, которые освещают эту избирательную кампанию. Например, какая-то партия провела сегодня съезд, вы это осветили. Завтра другая партия проводит аналогичное мероприятие, вы его не освещаете. Конечно, это нарушение. Понятно, что по одному факту репрессивные меры в отношении СМИ приниматься не будут, но ЦИК на вас обязательно обратит внимание. Вы отдаете кому-то предпочтение, а это запрещено.

- У нас есть газеты, которые почти не пишут о политической жизни, предпочитая снабжать читателей более полезной, на их взгляд, информацией. Как быть им?

- Закон говорит о том, что государственные и муниципальные средства массовой информации обязаны предоставлять бесплатную и платную площадь для кандидатов и партий независимо от того, в политике это издание или вне политики. Кроме того, общественно-политическая газета не может не освещать политическую жизнь и ход избирательной кампании: вы же не можете умолчать о том, как в городе идет выдвижение кандидатов, какие у них платформы и т.д. Газета не может уклониться от этого. Разве жителям Казани безразлично, кто будет представлять их интересы в Госдуме? В Госдуме принимаются решения, которые обязательно отразятся на жизни казанцев, особенно в связи с предстоящим 1000-летием нашего города. Нет, невозможно отделить политику от нашей повседневной жизни.

- Как все-таки должен выглядеть отказ СМИ от участия в освещении избирательной кампании?

- Государственные и муниципальные средства массовой информации, повторюсь, не имеют права отказаться от освещения избирательной кампании. Негосударственные СМИ, само собой, тоже будут освещать - для них это бизнес. Если же негосударственное СМИ решило не участвовать в освещении избирательной кампании - это его право.

- А если данное СМИ, заявив о своем отказе участвовать, начинает публиковать предвыборные материалы, искусно замаскировав их под что-то иное?

- В таком случае ЦИК будет действовать через суд, добиваясь наказания СМИ вплоть до его закрытия.

- Если издатели СМИ будут в суде убедительно доказывать, что они просто информировали население о ходе выборов и денег за это не брали?

- Да, информация - это не агитация. Но материалы, касающиеся выборов, размещенные после 7 ноября, должны быть оплачены из средств избирательного фонда кандидата, партий. Это легко проверить.

- Как СМИ должны соблюдать равенство в освещении того или иного кандидата, партий, если у них разные финансовые возможности?

- Вот с целью соблюсти это равенство и предусмотрено, что государственные и муниципальные средства массовой информации обязаны резервировать бесплатные печатные площади и эфирное время для всех и делить на всех поровну. Тот кандидат, у кого больше избирательный фонд, конечно, купит больше печатной площади, эфирного времени, но это тоже равенство в возможностях. Да, кандидаты - и миллионер, и рабочий - имеют право на бесплатную рекламу, но там, где рынок медийных услуг - там, пожалуйста, идите платите.

- Что делать, если кандидат в депутаты или партия вовремя не предоставляют тому или иному СМИ свои материалы? Надо ли требовать от них отказа в письменной форме?

- С этого года внесены изменения в закон, которые говорят о том, что каждый кандидат или партия, принявшие участие в жеребьевке, проводимой редакцией периодического издания, обязаны заключить с ней договор. В этом договоре и оговариваются все эти моменты. Это было сделано, исходя из горького опыта предыдущей избирательной кампании.

- Чьи типовые договора о политической рекламе подписывает редакция - свои или кандидатов?

- В интересах СМИ составить свои типовые договора.

- Агитацию требуют прекратить за день до выборов. Если газетный номер подписан к печати в пятницу, а распространяется в субботу, накануне выборов в воскресенье, будет ли это нарушением закона?

- Да. Это будет агитацией за день до выборов.

- Как СМИ должны сейчас вести себя по отношению к известным людям, которые пока не заявили о своем намерении участвовать в выборах, но, возможно, сделают это? Тем не менее СМИ сегодня не может не писать об их служебной деятельности, если она, например, в центре внимания общества.

- Я уже обращался к таким потенциальным кандидатам и говорил: не лукавьте перед законом! Имейте в виду, что, когда вы к нам придете с документами, мы вам это зачтем и можем отказать в регистрации.

- В данном случае будет ли СМИ нести ответственность перед законом?

- Сложный вопрос, вы же не знали заранее о намерении того или иного лица участвовать в выборах. Пока я затрудняюсь ответить, как будет действовать ЦИК в таких ситуациях.

- Может ли СМИ отказаться от уже оплаченной публикации, в которой содержатся скандальные факты, явная клевета и т.д.?

- Руководители СМИ несут ответственность за клевету, у них есть право в ряде случаев отказать в публикации подобных материалов. Все эти случаи оговорены в законодательстве о СМИ и выборах. Самое главное - редактору предусмотреть, что если один кандидат публикует материал хоть и правдивый, но явно провокационного, обличительного характера, то надо дать печатную площадь на реакцию другому кандидату, которого обвиняют. Представьте, что обвинительный материал у вас публикуется 5 декабря, 6 декабря агитация запрещена, 7-го - уже выборы. В таком случае, естественно, редактор должен отказать в публикации материала 5 декабря.

- СМИ вправе устанавливать любые расценки на публикацию агитационных материалов?

- Это ваше право. Самое главное - предоставить печатные площади всем кандидатам, кто к вам обратится, путем жеребьевки и по одной цене в течение всей избирательной кампании.

Беседовала Венера ЯКУПОВА.

От редакции. Уважаемые коллеги! Мы намерены продолжать знакомить вас с материалами на тему «СМИ и выборы». Присылайте ваши вопросы в «Казанские ведомости».