К сожалению, те из них, которые предоставляют школам, не всегда соответствуют задачам современности. И начинается головная боль у учителей и родителей. Первые доказывают, что ученики должны идти в ногу со временем, вторые придерживаются иного мнения: пусть занимаются по тем учебникам, которые есть. 

Из-за недопонимания между администрацией школы и родителями возникают, мягко говоря, разногласия, которые порой доходят до суда. Жалобы в Минобразования РТ и судебные разбирательства идут из года в год и принимают новую окраску. Разобраться в проблеме нелегко. Но выслушать учителей и родителей, найти единое решение и обратиться в минобразования с предложением, наверное, можно и нужно. Для начала напомним и тем и другим о так называемом школьном праве.

Что говорит закон
- Школьное право гласит: учебники и учебные материалы по предметам обязательной программы должны быть бесплатными, - поясняет казанский юрист Фарид Хайруллин. - Соответственно заставлять покупать какие-либо учебники школа не имеет права. Что касается сбора средств на те или иные ученические нужды, то наличных денег школа собирать не должна. Все денежные переводы обязательно документально оформляются и проводятся через школьную бухгалтерию. В противном случае это нарушение законодательства. Тем более что никаких обязательств по передаче денег ни дети, ни родители не несут! Все должно происходить исключительно в добровольном порядке. Хотелось бы, чтобы образовательные учреждения и родители в этом вопросе нашли общий язык. Но если уж школа обязывает приобретать учебники, то администрация должна четко обосновать такую необходимость: по какой причине? Во избежание различных неприятных ситуаций родители, которые сдали деньги «на учебники», вправе потребовать отчет о затраченных средствах, ознакомиться с накладными.

Позиция учителей
- Сейчас существует учебно-методический комплекс (УМК), который включает учебник, рабочую тетрадь, диск для аудирования. А также тесты к этому учебнику, книгу для чтения, портфолио, книгу для учителя и для родителей с ответами. Некоторые из них, наверное, помнят, как трудно было заниматься иностранными языками в советской школе, - замечает преподаватель английского языка КФУ Расиля Нурмиева. - Старой классической школе, конечно, надо отдать должное. Она воспитала множество отлично владеющих английским преподавателей, которые впоследствии пришли в школу передавать свои знания. Но сейчас в связи с инновациями очень трудно чем-то удивить ребенка. Поэтому современные авторы, ученые и методисты разрабатывают новые учебно-методические комплексы, учитывая интересы учащихся и учителей, что облегчает задачу родителям. 

Сегодня английский язык из учебного предмета превратился в базовый элемент современной системы образования, в средство профессиональной реализации личности. Меняются цели и содержание обучения, образовательные технологии, средства обучения. Соответственно и подходы к созданию учебных пособий у некоторых издательств, которые внимательно следят за новыми тенденциями в области обучения иностранным языкам. В век информационных технологий на страницах учебника появились материалы, помогающие ученикам пользоваться новыми технологиями на английском языке. Школьников знакомят с лексическими единицами соответствующей терминосистемы, сокращениями, принятыми в иноязычной и информационной среде. Учат формулировать СМС-сообщения, создавать тексты для электронной почты. В связи с введением ЕГЭ по иностранному языку необходимо не только познакомить с заданиями в этом формате по всем видам речевой деятельности, но и дать возможность ребятам приобрести твердые навыки и умения в выполнении подобных заданий. С прогрессом не поспоришь! Когда я работала в школе, неоднократно приводила родителям следующие аналогии: почему вы покупаете кухонный комбайн, ведь можно все делать вручную? Зачем вам стиральная машина-автомат? Они отвечали, что это прогресс и иначе будут стоять другие дела. То же и со знаниями детей.  

- Почему я предлагаю родителям обратить внимание на новые учебники, включающие диски, рабочие тетради? Потому что такие тетради становятся для учащегося своеобразной творческой лабораторией. Они выполняют обучающую и воспитывающую функции, формируют умение работать самостоятельно, помогают прочному и глубокому усвоению учебного материала, вырабатывают трудолюбие и ответственность, - говорит учитель биологии и химии Инесса Константинова. - Конечно, решать, что покупать для своих детей, должны только родители. Учитель может предложить. Я со своим классом, например, не собираю деньги вообще. Но если нужно что-то купить, передаю это родительскому комитету. Они сами собирают деньги и покупают. Так и с тетрадями. Родители сами покупают их сразу для всего класса - так дешевле. Книжные магазины обычно делают скидку при покупке издания от 15 - 20 экземпляров. Или можно купить на оптовой базе сразу для всего потока (параллели).

Позиция родителей
Эту острую проблему родители часто обсуждают в блогах. Вот три самых распространенных мнения.
1. Вопрос, который всегда волнует родителей, - учебники для нового учебного года. Почему нас принуждают покупать новые учебники, кто виноват? Министерство образования? Учебники одного и того же автора переиздаются, меняются номера параграфов и заданий и упражнений. Каждая школа теперь занимается по своей программе и соответственно по своим учебникам. Но ведь можно заниматься по ним не один год! Просто сдавать свой учебник в хорошем состоянии младшему классу и в свою очередь получать его для своего. А начать, мне кажется, надо с местного отдела образования или школы. 
2. Можно решить вопрос и самим в отдельно взятой школе. Сдали всей школой деньги на учебники. Каждый оплатил комплект для своего ребенка только на один год. Перешел школьник в следующий класс - отдал свои учебники и получил новые от старших учеников. Мы предлагали такое, но сами же родители почему-то не захотели. Многие как думают: мы за эти учебники деньги заплатили, почему должны их отдавать? В прошлом году спрашивали у родителей, отдадут ли они учебники. Только треть согласилась. Пришлось всему классу новые покупать. 
3. Спецшколы вопросы приобретения учебных пособий полностью переложили на родительские плечи. Причина  уважительная: их учебная программа абсолютно не совпадает с программой обычной общеобразовательной школы. Соответственно бесплатные учебники, на приобретение которых государство выделяет деньги, учащимся недоступны. Наши родители относятся к этому с пониманием.

От бумажных к электронным
Пока родители и учителя ищут компромисс, специалисты не исключают, что вскоре споры о приобретении учебников  прекратятся вовсе: процесс обучения совершенствуется. Сейчас некоторые школы готовы перейти на обучение по электронным книгам с помощью ридеров. В качестве эксперимента на них перешли  школы в Москве, Томске, Челябинске и Магнитогорске. Ресурсы у ридеров колоссальные: богатые коллекции картинных галерей, фотографии, учебные материалы, художественная литература...  

Как у них 
Еще в 1970-е годы ЮНЕСКО издала документ, который называется «О правах учителя», где говорится, что учитель имеет право на создание собственного учебного плана и реальный выбор учебников. Госзаказ издательствам делается только после проведения референдума среди учителей.

В Европе и США инициатором выпуска нового учебника, как правило, является издательство. Но сначала специалисты выясняют, какой учебной литературы не хватает. Печатается небольшой тираж, учебник проходит экспериментальную проверку. Потом его образцы посылают в школу как рекламные. Понравится - купят.

В Великобритании нет госэкспертизы учебников. Плохие книги отбраковывают сами учителя и родители.

Кстати
На этой неделе в рамках республиканской благотворительной акции «Помоги собраться в школу» получили ранцы 400 будущих первоклассников из малообеспеченных семей Советского района, 231 - Авиастроительного и Ново-Савиновского районов. Всего в ходе акции планируется вручить школьные портфели 391 первокласснику Авиастроительного и Ново-Савиновского районов.