В прошлом году 21 сентября мир впервые отметил Международный день мира, который теперь будет отмечаться согласно резолюции Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций (№55/282 от 7.09.2001).

=Надежды, что в этот день враждующие стороны откажутся от насилия, договорятся о прекращении огня, в этом году не оправдались. В Ираке в воскресенье снова погибли трое американских солдат. А вчера в Багдаде возле штаб-квартиры ООН взорвали машину. Двое человек погибли...

Спору нет, установление мира на Земле - задача архиважная. Однако мне хотелось бы сегодня вспомнить, что у слова «миҺ много значений. Более того, в русском языке это даже не одно слово. Как в анекдоте про Карла Маркса и Фридриха Энгельса (чукчи спорят, четыре это человека или два - и попутно выясняют, что «Слава КПСС» - это вообще не человек).

Хочется вспомнить, что великий Лев Толстой написал «Войну и миҺ, имея в виду не мир как антитезу войне, а мiръ - как мировое пространство, человеческое общество, наконец, внутренний мир человека.

В нашем языке от того забытого мiра остались лишь пословицы и поговорки: «с миру по нитке», «на миру и смерть красна». Между тем еще сто лет назад в русском обществе слово мiръ продолжало ассоциироваться прежде всего с крестьянской общиной, мировым старостой, мировой сходкой - своего рода деревенским вече, на котором сельчане под руководством своих старейшин решали сиюминутные вопросы и стратегические проблемы своего микрокосма.

Может быть, поэтому современные российские политики (о военных и говорить не приходится) не понимают до конца, что делается в Чечне и что с ней вообще нужно делать? Оно, конечно, мочить в сортире проще. А если попытаться понять мир человека гор? Человека совсем иной цивилизации, чуть ли не инопланетянина? Мы им дарим конституцию, готовим президентские выборы... А нужно ли им это? Они уже выбрали однажды президента. И теперь Масхадов продолжает считать себя таковым, хотя этого даже его соплеменники не признают.

Потому что в мирском сознании чеченца, кажется, вообще нет места таким понятиям, как «президентская республика», «конституционный порядок». Потому что они с молоком матери впитали другое миропонимание - есть мой тейп, есть аксакалы, которых надо чтить и слушать; а в остальном над нами властен один Аллах!

Мне импонируют идеи известного казанского писателя и философа Диаса Валеева о троичной природе человеческого сознания. Человек может осознавать себя как обособленную личность, оберегать свой внутренний космос. В какие-то моменты он отождествляет себя со своей общиной, общественной прослойкой, национальной общностью. Но современный Человек с большой буквы должен хотя бы в редкие минуты озарений чувствовать свою слитность с Мировой душой, с Сознанием Вселенной, мысленным взором в одно мгновенье охватывая разные времена и разные континенты, ощущая все мировое пространство своим домом.

В этом смысле Международный день мира тоже мог бы трактоваться как триединый праздник - Мира в душе, мира в нашем общем доме и глобального мира на всей земле.

Светлана ЗАКИРОВА.