Станет ли дешевле международный роуминг

Среди рядовых абонентов мобильной связи, у которых нет ни времени, ни желания вдаваться в технические подробности, роуминг давно заслужил репутацию нещадного «кровососа» мобильного счета.

news_top_970_100
Даже внутри страны, едва миновав границу родной республики, края, области (так называемого домашнего региона), мы тут же сокращаем количество эсэмэсок и звонков. А если приходится пользоваться «голосовым вызовом», то скорость речи возрастает с каждой секундой. Совсем недавно о звонке родным с заграничного курорта, чтобы только сообщить, что у нас все хорошо, даже речи идти не могло. 
Две стороны одного оператораЕсли вообразить себя в роли компании мобильной связи, то можно понять, за что приходится платить. С одной стороны, она облегчает нам жизнь, заключая договоры со своими зарубежными партнерами. Ведь практически каждый путешественник берет с собой мобильник и «зарядку». Получается, за границей у нас отпадает необходимость в покупке местной SIM-карты, которая может пригодиться в лучшем случае в течение пары недель отдыха. 
С другой стороны (это уже выводы сотрудников антимонопольных служб), гиганты мобильной связи зачастую злоупотребляют своим положением. Причину, по которой ФАС вообще заинтересовалась роуминговыми тарифами, объяснил недавно в Казани на «Днях конкуренции» начальник Управления контроля транспорта и связи ФАС России Дмитрий Рутенберг:- Прямой замены роумингу за рубежом нет. При покупке SIM-карты зарубежного оператора абонент получает поддержку на иностранном языке, имеет трудности с пополнением счета и рискует получить незаказанные услуги. Также ему необходимо будет оповестить знакомых о новом номере - это тоже дополнительные затраты. В случае использования так называемой туристической SIM-карты опять же придется оповещать всех о новом номере, кроме того, по этим SIM-картам не всегда доступны все услуги, такие, например, как СМС-сообщения и GPRS (мобильный интернет. - К.К.). 
Наша отечественная ФАС выяснила: цены межоператорских роуминговых соглашений не основаны на их реальных затратах и очень завышены. А доходы по обслуживанию гостей почти в шесть раз превышают расходы. Сами операторы утверждали, что прибыль намного ниже. Ведь кроме затрат на межсетевую связь и ценовые требования, выставляемые партнером по роумингу, есть и серьезные скрытые расходы - на процедуры предотвращения мошенничества, например. 
Все ниже и ниже Так или иначе, а меры, принятые антимонополистами два года назад в отношении некоторых операторов сотовой связи, заставили последних существенно снизить цифры своих тарифных условий. Желание антимонопольных служб России и Турции закрепить эффект и дальше работать в этой области способствовало формированию рабочей группы по изучению вопросов конкуренции на рынке международной связи, первые заседания которой прошли в «Дни конкуренции» в Казани. На совещании замруководителя ФАС Анатолий Голомолзин не преминул доложить об успехах: по итогам антимонопольных расследований цены снизились в два-четыре раза. 
- Операторы снова пошли на снижение цен, но уже без вмешательства антимонопольных структур, - подчеркнул Голомолзин. - Они стали понимать, что зарабатывать можно на увеличении объема, а не на дефиците своих услуг.
Как заявил вице-президент одной из компаний, резервы для дальнейшего удешевления тарифов международного роуминга есть. Тем более что коллеги готовы обсуждать и действовать. За круглым столом собрались представители пятнадцати стран, в том числе Турции, Венгрии, Португалии, Сербии, Молдовы, Китая. Кстати, в отличие от Европы с Китаем тоже предстоит серьезно поработать. Здесь до сих пор плата за входящие вызовы очень высока. Наряду с Китаем в приоритете Турция. Ведь именно в эти две страны направляются многочисленные туристические и бизнес-потоки. 
Как за фасовской стеной Всерьез беспокоится Анатолий Голомолзин и о финансовом самочувствии абонентов:- Мы достаточно наслышаны о людях, которые после отпуска получали счета в сотни тысяч рублей за пользование мобильной связью. Главное теперь - защитить абонентов от таких шоковых ситуаций. 
А они возникают тогда, когда мы не знаем, за что и сколько должны будем заплатить. Раньше абоненту было некому предъявлять претензии за полученный по возвращении в Россию счет в несколько тысяч рублей. Он, наивный, надеялся разобраться с помощью родного оператора. А тот только разводил руками: мол, услугой клиент пользовался на условиях и территории другого оператора и поделать ничего нельзя. ФАС обратила внимание и на этот малоприятный момент. 
Сейчас подобные ситуации операторам придется предотвращать, совершенствуя рассылку СМС-уведомлений и опираясь на опыт Европы. Там максимально допустимый расход абонента определен в 50 евро (приблизительно 2000 рублей). Как только цифра начинает зашкаливать, оператор обязан предупредить об этом абонента и дождаться согласия клиента на дальнейшее пользование услугой. У нас основная надежда пока на эсэмэски. Правда, теперь в них будут не только предупреждать о пересеченных границах, но и просить клиента быть внимательнее. Ведь плата за услугу может сниматься со значительным опозданием. 

news_right_column_240_400
news_bot_970_100