В «Пирамиде» прошла программа «Смехачи» с участием популярнейшего артиста эстрады Яна АРЛАЗОРОВА.

В Казани Ян Майорович решил провести своеобразную репетицию «кампании по избранию» себя в народные депутаты от собственной партии КЛМН (заметьте, без Ё!). Проще партия Арлазорова называется Партия порядка. Главный партийный девиз: «Тише едешь, дальше будешь...» Партия будет бороться против трех основных российских инстинктов: воровства, пьянства и вранья. Этот материал можете рассматривать как декларацию тезисов новой политической силы России.

Приманка по имени Арлазоров

- Артист - как ребенок, которому хочется, чтобы его постоянно гладили по голове и говорили, что он самый талантливый, самый лучший. Сначала на афише писали фамилии только главных исполнителей, я же был в числе «и др.». Было очень обидно, но возникать не собирался. А как появился успех на эстраде, руководство театра поняло, что меня можно использовать в качестве приманки. И уже аршинными буквами на афише писали мое имя. Но ни ролей, ни денег у меня так и не появилось. Сейчас в театр зовут. Но я не пойду. Мне там скучно. Я должен быть один. Я одинокий волк.

«Я не буду бегать в табуне...»

- Я немножко революционер... А революции нужен все время какой-то лозунг. Например: «Перестаньте стоять у микрофона, идите в зал!» Я первый бросил этот лозунг, и все артисты пошли в зал. Теперь нужен новый лозунг. Я всегда делал то, чего не было, поэтому я и был не из табуна: ни из эстрадного, ни из театрального и ни из телевизионного. Я не считаю себя выше, лучше, гениальнее других, но я могу позволить себе быть в ладу с самим собой.

Мне не стыдно работать в ресторанах и клубах. Мне интересно: смогу я победить их или нет, оторвутся они от тарелок или нет? Это очень трудно, но интересно... Один мой педагог в Щукинском училище, Юрий Стромов, однажды сказал: «Ян, запомни, актерская судьба - это марафонский забег, и тот, кто выиграл на первых двух, трех, пяти кругах, не обязательно придет первым к финишу». Надо уметь ждать, уметь держать дыхание, уметь бежать, и даже если ты отстал на целый круг, нужно набраться сил, чтобы продолжить бег.

В поисках смеховой зоны

- Я изначально поставил перед собой рискованную задачу - я же обращаюсь к незнакомому человеку в зале и делаю его соавтором номера, не зная, как он поведет себя в качестве «левого крыла самолета», «чайного свистка» или «двери лифта». Реакция зрителя непредсказуема. А от того, что он скажет, как скажет и скажет ли вообще, зависит дальнейшее развитие концерта. Некоторые не принимают игру и обижаются на моего «мужика», хотя по сути он очень добродушный. И мне, конечно, страшно. Даже после маленького выступления я выхожу весь мокрый. На концерте потеешь так, как потеет хирург во время сложной операции на сердце. Если говорить о смехе, то все это операция на душе. А где она расположена, эта смеховая зона, на сердце или в животе, я не знаю. Аппендицит - операция простая, ты выходишь и рассказываешь анекдот. И знаешь, что люди, которые не слышали этого анекдота, обязательно рассмеются. Но если серьезно, я природу смеха совсем не понимаю. У каждого человека рецептор смеха расположен в разных местах - выше, ниже, дальше, ближе... А как его найти - вот задача.

«Сегодня на казнь смехача все билеты проданы!»

- У меня нет друзей. Со мной трудно общаться, так что я вовсе не рубаха-парень, каким меня представляют. Предпочитаю одиночество, люблю лежать на диване и размышлять, анализировать. Одно время увлекался Востоком, его мудрость меня покоряет и удивляет: «Меньше читай - больше думай». Эти слова люблю про себя повторять. Еще могу сказать, что я плохо защищен от хамства, наглости, жестокости, пасую перед ними и долго прихожу в себя. Но всегда помню одно правило: надо взбадривать себя! И всегда себя успокаиваю: ничего-ничего, все будет хорошо, хуже не будет!

Я себя успокаиваю, но почти каждую ночь мне снится один и тот же сон: цирк-шапито и большая афиша: «Сегодня на казнь смехача все билеты проданы!»

Подготовила Ольга ИВАНЫЧЕВА.

СПРАВКА «КВ»

В детстве Ян АРЛАЗОРОВ играл в школьном театре. И против воли родителей поступил в театральное училище. Более 30 лет проработал в театре имени Моссовета. Ушел на эстраду. Начинал свою гастрольную деятельность с Владимиром Высоцким, «Вероникой Маврикиевной» и «Авдотьей Никитичной» - им заполняли перерывы между их программами.

Из телевизионного «Аншлага», одним из авторов которого он был, Арлазоров ушел. Непростое решение объясняет принципом, которым руководствуются шахматисты: жертвуя фигурой, выигрывай качество.

По признанию Яна Майоровича, ему в жизни недостает любви и спокойствия, а все остальное считает проходящим.