Рассмотрев ход реформирования жилищно-коммунального комплекса Татарстана, республиканский Совет безопасности принял ряд важных решений. В том числе об эксперименте по отработке механизма взаимодействия жилищной кооперации и частных подрядных организаций с применением доверительного управления. Эту тему наша газета уже освещала (см. «Доверительное управление - альтернатива колхозам», «КВ» от 5 августа 2003 г.). Сегодня мы продолжаем ее обсуждение.

В послании Президента Татарстана Минтимера Шаймиева Государственному совету республики говорится о том, что население должно стать непосредственным участником происходящих преобразований. А выступая на Совбезе, Минтимер Шарипович подчеркнул мысль о том, что у каждого дома должен быть хозяин - в лице граждан, населяющих этот дом.

Уровень приватизации жилищного фонда в Татарстане составляет около 75%. К настоящему времени жилищных объединений в Казани насчитывается более трехсот. Но неконсолидированные граждане не спешат последовать примеру членов ЖСК или ТСЖ. И это неудивительно, ведь помощи от государства эти организации практически не получают.

Итак, кооперация владельцев квартир нужна главным образом для управления домом и прилегающей к нему территорией. Заметим, что функцию управления в коллективных жилищных хозяйствах осуществляет правление. Но оно едва ли может послужить альтернативой профессиональному управлению.

Весьма перспективно для ЖКХ управление доверительное, внедрение которого проще всего начать с жилищной кооперации. В самом деле, ведь, будучи коллективными домовладельцами, ЖСК и ТСЖ обладают хозяйственной автономией. А это значит, что они не обязаны с кем-либо согласовывать решение о передаче в доверительное управление крыши, подъездов, подвала, двора с надворными постройками, инженерных коммуникаций и оборудования, то есть мест общего пользования.

Правда, как утверждает директор ООО «Инстрой» Владимир Андреев (ему администрация Советского района доверила полтора десятка домов на улице Новаторов), принимать в управление один дом - дело невыгодное. Но в том-то и суть, что Совбез, как уже говорилось, решение об апробации доверительного управления в жилищной кооперации принял!

Неясно, правда, кто выступит в роли заказчика? Не пожелает ли стать им Министерство строительства, архитектуры и ЖКХ? Благо, эксперимент по апробированию доверительного управления можно провести под патронажем имеющегося в этом министерстве отдела по реформированию ЖКХ.

Ну а для ЖКХ институт доверительного управления может оказаться настоящей панацеей. У него действительно много преимуществ. В том числе простота отношений, складывающихся между коллективным домовладельцем, доверительным управляющим, владельцами квартир и производителями (поставщиками) жилищно-коммунальных услуг.

Вот как мог бы выглядеть алгоритм возможного эксперимента.

Приняв решение о передаче дома в доверительное управление, общее собрание поручает правлению провести конкурс среди предпринимателей и/или фирм подходящего профиля.

Победитель конкурса заключает договора: с собственниками (на жизнеобеспечение принадлежащих им квартир), с поставщиками воды, газа и прочих коммунальных ресурсов, с производителями жилищно-коммунальных и сопутствующих им услуг.

Контроль над деятельностью доверительного управляющего общее собрание поручает ревизионной комиссии, если она есть, или же привлекаемой аудиторской фирме.

Предлагаемый алгоритм пригоден и для муниципального жилищного фонда. Нужно только иметь в виду, что собственников наряду с владельцами приватизированных квартир в этом случае будет представлять также и местная администрация.

Ефим АНДУРСКИЙ.