Чтобы установить пожарную сигнализацию во всех казанских школах, потребуется двадцать лет

Заседание постоянной комиссии Казанского Совета народных депутатов по науке, образованию, спорту и туризму началось с обсуждения вопроса о ликвидации общеобразовательной школы-интерната №3 для сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. К 2003 году в этом учреждении на 630 мест общей площадью 5607,8 квадратных метра осталось лишь 19 воспитанников. Так что содержать его в прежнем качестве бессмысленно. Решили переселить воспитанников интерната в новый (пока не существующий) детский дом в поселке Юдино. Для этого надо до декабря реконструировать двухэтажное здание на территории спортивной школы «Надежда». Против такого решения не возражают ни Министерство образования РТ, ни опекуны самих детей, которые сейчас временно проживают в школе-интернате №7. А в здании школы-интерната №3 теперь откроется Казанское училище олимпийского резерва, созданное в соответствии с постановлением Кабмина РТ от 26 мая 2003 года.

Как признался начальник городского управления образования Ильдар Галиахметов, в 2003 году подготовка к открытию школ проходила тяжело как никогда. Тем не менее на 8 сентября из 198 средних общеобразовательных заведений города были приняты 194. Еще четыре объекта - филиал школы №54 (где два класса признаны аварийными из-за растрескивания стены), школу №113 (где протекала кровля и требовалась замена трубы водоснабжения), лицей №30 и лицей при КГУ - открыли под гарантийные письма с указанием срока исполнения работ.

Необычайно жесткие условия приемки установили в этом году пожарные службы и МЧС. В частности, было выдвинуто требование оборудовать абсолютно все школы города пожарной сигнализацией, стоимость которой колеблется от 110 до 160 тысяч рублей. Требование, кстати, заведомо фантастическое. Даже если ежегодно расходовать на установку сигнализации по 5 миллионов рублей, на оснащение ими всех казанских школ у управления образования уйдет лет двадцать. В общем, пришлось открыть школы все равно... Однако необходимо отметить, что приобретение современных огнетушителей, составление планов эвакуации, демонтаж оконных решеток и прочие меры безопасности были везде предприняты в полном объеме.

Остаются проблемы со школьной мебелью. Как известно, согласно новым санитарно-гигиеническим нормативам парты должны иметь регулируемую высоту и наклонную поверхность. Тогда они будут «расти» вместе с ребенком. Но в школах Казани на сегодняшний день лишь 8% мебели соответствует современным требованиям полностью и еще около 30% - более или менее. Остальная уже окончательно устарела.

Но самой главной проблемой этого года, кажется, стала необходимость школьных зданий в срочном ремонте, средств на который пока нет. Всего в капитальном ремонте нуждается 51 школа города, а 11 еще в мае 2003-го находились в таком состоянии, что во время проведения проверки соответствующие службы запретили их открывать осенью.

Что касается самых необходимых мероприятий (опрессовка систем отопления, замер уровня сопротивления изоляции электрических цепей и некоторые неотложные ремонтные работы), их пришлось провести за счет средств, выделенных на текущий ремонт. Так что школы хотя и со скрипом, но были приняты. Вопрос же о капитальном ремонте по-прежнему остается открытым. Поэтому членами комиссии принято решение вынести его на обсуждение сессии горсовета.

На заседании также была заслушана информация о постановлении Комиссии по социальным вопросам, делам детей и молодежи Госсовета РТ от 16 мая 2003 года «Здоровье детей и школа». Как известно, регулярно проводимые медосмотры в школах республики выявили сокращение количества здоровых детей. В 2000 году, например, среди школьников их было всего 17%, а в 2002-м - уже только 15%. Неуклонно растет количество детей, страдающих хроническими заболеваниями. Гигиенисты и физиологи, исследовавшие эту проблему, пришли к выводу: ухудшение здоровья подрастающего поколения связано с непомерными школьными нагрузками.

Учебный процесс необходимо оптимизировать. Депутаты КСНД теперь будут посещать школы своих микрорайонов, чтобы проконтролировать рациональное составление расписаний и учебных планов, обязательный переход на пятидневную учебную неделю в начальных классах, приемлемый объем домашних заданий, а также принять участие в общешкольных родительских собраниях.

Альбина КАМАЕВА.