Корреспонденты «КВ» не замедлили поздравить коллектив со 100-летним юбилеем и побывать в детском саду, обосновавшемся в памятнике архитектуры в стиле эклектики.

Глядя на солидное старинное здание из красного кирпича, трудно даже представить, что это обычный детский сад, на всех его трех этажах резвятся малыши, ведутся занятия. Только внутри толстые стены, высокие потолки, большого размера оконные и дверные проемы выдают почтенный возраст дома. А в остальном обычное дошкольное учреждение со всеми положенными атрибутами.

- Само здание было построено в конце 19-го века, - рассказывает заведующая детским садом Любовь Федотова. - Принадлежало вначале купеческой семье Аристовых и функционально было доходным домом. В 1910 году здесь поселился известный и выдающийся ученый-физиолог Александр Самойлов. А в 1913 году на первом этаже его дочь Анна Самойлова организовала первый в Казани детский сад по передовому для того времени фребелевскому методу.

Любовь Федотова - заведующая детским садом

К сожалению, история дошкольного учреждения скупа на факты, никто не занимался его летописью, многое сейчас основывается только на догадках и предположениях.

- Ничего не могу сказать о дореволюционном периоде нашего детского сада, довоенных годах, но мы предполагаем, что в свое время его посещал еще ребенком известный писатель Василий Аксенов, - говорит Любовь Ивановна. - Жил он совсем рядом с ним, буквально через дом архитектора Юшкевича. Вполне реально, что воспитанником сада мог быть и российский физик Роальд Сагдеев. Он переехал в Казань, когда ему исполнилось всего четыре года, и его семья также жила неподалеку от детского сада.

Во время Великой Отечественной войны все близлежащие школы были отданы под госпитали, возможно, и детсад не избежал этой участи. Правда, эта догадка очень сомнительная, ведь верхние два этажа были жилыми.

Как было на самом деле, могли бы рассказать ветераны - воспитатели и нянечки, но их, увы, сейчас не найдешь. В застойные годы началась здесь большая реконструкция, жителей переселили в новые дома с тем, чтобы дошкольное учреждение расширить. Длилась эта стройка бесконечно долго, и все сотрудники вынуждены были искать другие места работы. Долгострой завершился лишь в августе 1985 года, а заведующей обновленного детского сада стала Любовь Федотова, которая вот уже 28 лет ею и является.

- На данный момент я, наверное, единственный живой свидетель истории нашего учреждения, - улыбается Любовь Ивановна. - В конце 50-х сама посещала его. Но мои воспоминания ограничиваются только ненавистным всем детям рыбьим жиром и деревянными раскладушками. А еще я хорошо помню свою любимую воспитательницу Анну Сергеевну. Жаль, что мне ничего неизвестно о ее судьбе.

Сейчас детский сад полностью находится на муниципальном содержании. Здесь четыре группы, две из них логопедические.

- Наши педагоги очень профессионально, надо заметить, занимаются коррекцией нарушения речи у детей, - продолжает Любовь Ивановна. - Проводятся ежедневные занятия, причем музыкальные и спортивные, словом, все как во всех садиках города. Да и в бытовом плане наши детки не обделены. Помещения групп просторные, много света, воздуха. В каждой, как положено, есть раздевалка, удобный санузел. Правда, из-за технических условий кладовые, прачечная и кухня расположены на третьем этаже, но с этим мы уже свыклись.

Перечисляя достоинства детсада, Любовь Ивановна только вскользь упомянула об одном существенном неудобстве для ребят: у садика нет своей площадки для прогулки. Гулять малыши ходят в соседний двор, что на Большой Красной, 58. Мы побывали там. Неплохо, даже, можно сказать, романтично - старый дворик в стиле 40-х. Зимой снежно, летом тенисто. Только вот игровое оборудование бедновато - ни хороших качелей, горок, ни пирамидок. Хотя для полной ребячьей радости хватило бы и одного детского игрового комплекса. Ведь на день рождения принято дарить подарки, а на столетний юбилей сам Бог велел сделать это великодушному спонсору.

Справка

Фридрих Вильгельм Фребель - немецкий педагог, теоретик дошкольного воспитания, создатель понятия «детский сад». Детские сады в царской России приживались чрезвычайно медленно: возникали по инициативе частных лиц, были платными и предназначались для детей городских имущих сословий. Единичные детские сады, существовавшие в 60 - 80-х годах 19-го века (к началу 1867 г. в Петербурге и Москве их было всего четыре), работали исключительно по Фребелю. Организованные фронтальные занятия получили название фребелевских: лепка, рисование по сетке, занятия по вырезанию и наклеиванию бумаги разного цвета и сорта, по прокалыванию и вышиванию, плетению из соломы и тесьмы и др.