На одной из крупнейших в России узловой станции Юдино Казанского отделения Горьковской железной дороги жизнь, что называется, бьет ключом. Но есть тут один уголок, где всегда тихо, куда редко заходят люди. Разве что какой-нибудь старый машинист забредет, чтобы вспомнить молодость.

Вдали от основной магистрали, на небольшом пятачке земли, окруженном сосновым бором, расположена так называемая база холодных локомотивов Юдинского депо. В шутку ее именуют кладбищем старых паровозов. Однако каждая из находящихся здесь 34 стальных машин способна хоть завтра выйти в рейс.

Дело в том, что все эти могучие локомотивы - от старинного паровоза «ЭЛ-7598» советского производства до современного электровоза «ВЭЛ-80» выпуска 1994 года - числятся в запасе ОАО «Российские железные дороги». И, как запасные игроки футбольной команды, в любой момент готовы выступить в основном составе. А чтобы они не застаивались без дела, на базу пригоняют маневровый тепловоз, который прокатывает сцепки старых машин до «горки» и обратно. Кроме того, раз в пять лет паровозы отправляют (своим ходом, разумеется) в Сергач - на испытание котлов. Недавно там побывала и вторая старенькая «Элка», как ласково называли машинисты отечественную паровую машину 1953 года рождения.

Вместе с начальником базы, потомственным железнодорожником Владимиром Копниным поднимаемся в кабину паровоза. До чего же просто тут все устроено! Вот огромный тендер для угля, а вот топка главного котла. Тут же стоит и большая совковая лопата - друг кочегара. Скрипя натруженными валиками, раздвигается прожорливая «пасть»: бери больше, кидай дальше! Старые кочегары вспоминают, что за одну хорошую поездку паровозная печь сжигала до 5 тонн угля! А вот и рукоятка хода с отполированным мозолистыми руками набалдашником. Видно, не одно поколение машинистов водило этот паровоз по просторам матушки России!

А сколько интересных историй мог бы рассказать «стальной конь» о железной дороге и о славных людях, работавших на ней. Кстати, точно такая же «Элка» участвовала в торжествах по случаю 100-летия Казанского вокзала в 1998 году. Тогда же впервые в Татарстане один из трудяг-паровозов был торжественно водружен на вечную стоянку при въезде в поселок Юдино и теперь радует взоры тех, кто проезжает мимо, особенно ребятишек.

Наведываются юные казанцы и на базу холодных локомотивов. Но отнюдь не на экскурсию, а по другим делам, точнее, делишкам: например, чтобы... отвинтить медные провода с тепловозов и электровозов. Крохотный штат сотрудников базы с трудом сдерживает натиск технически подкованных воришек, которым любые заборы и замки нипочем. Хотя нынче летом сторожам удалось поймать двоих «любителей истории», собиравшихся отвинтить медные кабеля с тяговых двигателей. Между тем, снимая с машин «цветмет», подростки подрывают «боеготовность» запасной команды. Ведь локомотивы, стоящие на базе, еще могут сослужить хорошую службу в различных ситуациях, в том числе и чрезвычайных. Например, та же «Элка», если ее хорошенько раскочегарить, может запросто обогреть многоквартирный жилой дом. Кстати, не так давно она четыре месяца честно отпахала в Казани, обеспечивая горячей водой и паром огромное прачечное хозяйство пассажирского вагонного депо. А тепловоз «ЧМЭ-3», тихо стоящий на запасном пути, в состоянии снабдить электроэнергией целый завод! Так что не зря дорога вкладывает большие средства в содержание парка старых машин.

Впрочем, в запасе стоят не только локомотивы, списанные по возрасту и дефициту ресурса. Рядом с 50-летним паровозом, к примеру, стоит совсем «молодой» электровоз «ВЭЛ-8-С». Впрочем, на базе он не задержится: зимой его поставят на сани и повезут в железнодорожный техникум, что в поселке Залесный. Здесь он продолжит служить железной дороге, но уже в качестве тренажера для будущих машинистов.

Владимир МУЗЫЧЕНКО.