О МИФАХ. Первый же автотранспортный начальник остудил мой пыл, объяснив, что эти 28 тысяч получить не так-то просто. Такое жалованье имеют лишь около... десяти водителей из восьмисот! Правда, в ПАТП-4, куда меня направили из городского комитета по транспорту, напротив, подтвердили, что у них средняя зарплата 28360 рублей. А большинство водителей зарабатывает даже больше - 30 - 35 тыс.

- Те, кто действительно пашет, и сорок получает, - объяснил замдиректора по эксплуатации Альберт Давлетшин.

На территории этого автотранспортного предприятия было тихо. Никто из начальства не бегал с воплями: «Некого за баранку сажать!» Неужели нехватка водителей - миф?

- Текучка имеется, - ответил Давлетшин. - Примерно десять процентов от общего числа водителей - «плавающие»: одни уходят, другие приходят. Часто пробуются у нас бывшие дальнобойщики. Но они скоро уходят по причине того, что у нас другая специфика, приходится иметь дело с пассажирами. А это особого таланта требует.

О КОНКУРЕНЦИИ. Героя публикации мне подобрали быстро. Александр Николаевич Кравченко - бригадир, водитель с солидным стажем, в этом ПАТП работает уже десять лет. По его словам, бригада - не пустая формальность. Входящие в нее водители финансово связаны друг с другом. Если кто-то из них не выполнит план, то премии лишится вся бригада. План - это не количество кругов, которые требуется сделать за смену, а конкретная сумма, которую в конце дня должен привезти водитель и сдать в кассу. Поэтому борьба на дорогах идет за каждого пассажира. Точнее, за каждые его 19 или 16 рублей. Поэтому водители с одного маршрута постоянно держат руку на трубке: созваниваются, сверяя часы и отслеживая конкурентов, чтобы не подойти к пустой остановке. Конечно, язык не поворачивается назвать такую тактику здоровой конкуренцией между государственными и частными автопредприятиями.

- Да, дружба кончилась, - с горечью соглашается Александр Николаевич.

Дружба и конкуренция - понятия несовместные. Водителям не нравится такой порядок вещей. Они кивают на Москву, где над их коллегами не висит дамоклов меч плана: отработал положенное время - получи зарплату. Хорошо бы, говорят, и у нас так было. Чтобы платили по 50 тыс., на которые не влиял бы ни перерасход топлива, ни проблемы с пассажирами. На тему денег мой герой говорит охотно. Он получает в месяц 30 - 35 тыс. рублей. Но даются они Александру Николаевичу очень нелегко. «Знаю двоих, которые 40 получают, но они специально на заработки приехали», - говорит он.

В разговорах делаем с Кравченко по маршруту круг. Замечаю, встать посередине остановочной площадки - так, чтобы нельзя было подойти другому автобусу, оказывается, обычное дело для конкурентов. Именно так повел себя в тот день водитель 35-го маршрута. А 37-й маячил впереди и «чистил» остановки. В какой-то момент он вынырнул сзади. Водитель, гражданин одной из бывших союзных республик, стал что-то говорить моему водителю. Он слушал молча. А когда закрыл окно, пояснил: «Сказал бы я ему все что думаю, если бы не дама рядом».

О ГАСТАРБАЙТЕРАХ.
Они есть и в ПАТП-4.

- Сначала скромные были: все «братка, братка». Но их много, живут вместе, держатся друг друга и начинают наглеть. Меня, например, купить пытались. Руководство идет им на уступки, они вроде как наши гости. Они не беспокоятся о своей репутации, здесь у них ни связей, ни родственников. В любой момент возьмут расчет и уедут на родину, - продолжает рассказ Кравченко.

Сам он родом из Казахстана. Там оставил могилы двух своих самых близких людей - деда и бабушки, которые его воспитали. Дед 27 лет крутил баранку автобуса и брал внука на маршрут еще малолеткой. Саше даже прозвище дали - «внук автобазы». Отслужив в ВДВ, Александр сначала поработал водителем «КАМАЗа», а потом пошел по стопам деда. Когда женился, решил из Казахстана уехать на родину жены в Казань.

О ЗАМЕРАХ И УДОБСТВАХ. Когда проехали Ленинскую дамбу, Кравченко сообщил, что сегодня руководство ПАТП-4 проводит контрольный замер на 54-м маршруте. Его делают, когда возникают сомнения, не завышен ли план по сбору денег. Такой же замер нужно провести и на 47-м маршруте, считает водитель: «Нам говорят: студентов много. Но мы наблюдаем только, что пробок больше, а людей на остановках меньше».

Сходимся во мнении, что маршруты коммерческих и госавтопредприятий часто дублируют друг друга. Особенно на оживленных магистралях. Когда едем по Мавлютова, впереди появляется «пятерка» и раньше нас подходит к остановке. Она должна ехать по параллельной улице, но вместо этого собирает «чужих» пассажиров. След в след идем с ней по Павлюхина, обсуждая тему: правильно ли, что зарплата водителя зависит от числа пассажиров.

Были времена, когда нам говорили: теперь водители будут внимательнее к пассажирам, перестанут захлопывать двери перед носом у подбежавшего к остановке. И правда, сейчас двери не захлопнут. Наоборот, подождут и подберут даже на светофоре. Что же до сообщения улиц, где автобусы позарез нужны только утром и вечером, то с этим сложнее. Налицо перекос системы, ее радикализация: там, где с обеспеченностью транспортом и в прежние времена было хорошо, стало еще лучше, и наоборот. Пример: поселок Петровский Приволжского района, куда ходит один-единственный 56-й маршрут. По утрам - раз в полчаса, днем - в час, а то и все полтора. По вечерам лучше возвращаться на пяти- или шестичасовом автобусе, иначе рискуешь не добраться совсем.

Останавливаемся около магазина на ул. Зорге. Кондуктор убегает, а Кравченко вспоминает, что когда-то в Казани существовала сеть автостанций. Их было около десятка на каждой «конечке» - в Соцгороде, на Сухой Реке, на «Жилке», Гаврилова... Там водителям можно было отдохнуть на лежаках, в туалет сходить, перекусить. Нынешний водитель лишен такой возможности:

- Для туалета, стыдно сказать, выбираем места на Горках. Кондукторы ходят в одном магазине, им разрешают. А питаемся в закусочных у Московского рынка. Если нет времени, едим прямо в кабине. Мыть руки перед едой? А как?..

КОММЕНТАРИЙ комитета по транспорту исполкома Казани:

- Зарплата водителей маршрутных автобусов за декабрь 2012-го и январь 2013 года - соответственно 30154 руб. и 26405 руб. У отдельных водителей, выполняющих план, она более 30 тыс. Руководство предприятий изыскивает возможности для ежегодного повышения зарплаты в среднем на 10 - 13%. На предприятиях действует единое для всех водителей положение по оплате труда и премированию водителей. Начисление премий зависит от выполнения плана и отсутствия дисциплинарных и финансовых нарушений.

По информации руководителей предприятий, при отработке месячного баланса рабочего времени (165 - 170 часов), выполнении плана и отсутствии нарушений зарплата водителя составляет 20 - 25 тыс. руб. Расчет и утверждение тарифа в компетенции Госкомитета РТ по тарифам. Однако компенсация убытков от регулируемого тарифа не осуществляется. Действующие тарифы установлены не по нормативам, а на основании минимальных фактических затрат, что не позволяет предприятиям-перевозчикам устанавливать достойный уровень зарплаты.

Что касается удобства для водителей, то для водителей трамваев и троллейбусов в диспетчерских, которые расположены на конечных остановочных пунктах, есть санузел, вода, буфет и помещение для приема пищи. Для водителей автобусов на предприятиях работают столовая и буфет, есть санузел. На базе автобусов организовано передвижное кафе для питания водителей и кондукторов на линии. Кроме того, на крупных конечных остановочных пунктах для них установлены биотуалеты и контейнеры для сбора мусора.