Нас, горожан, все это радует. Появляются новые транспортные развязки и дороги. Мы знаем, что нужно немного потерпеть - и все изменится к лучшему. Но есть в нашем мегаполисе проблемы, которые уже превратились в хронические и не решаются годами. Город - продолжение нас всех. Какие мы, такой и город. Много лет я живу в старой тихой части Казани, которая называется Соцгород. И вот какие мысли возникают ежедневно в моей голове, когда я еду в автобусе по маршруту №29 от Соцгорода до центра столицы.

Дорога в темноте

Раннее утро рабочей недели. В потоке горожан спешу привычной дорогой: иду по улице Белинского к автобусной остановке на Тэцевской. Все как обычно... Узкая обледенелая тропинка вдоль потока машин на неосвещенной улице - метров шесть сплошной темноты. Люди, чертыхаясь, порой натыкаясь друг на друга и маневрируя между машинами, с риском для себя преодолевают темную «дорогу жизни». Где проезжая часть, а где тропинка - не видно! Встречные машины слепят пешеходов фарами.

Вот впереди упала молодая мама с ребенком, которая торопится, видимо, в детский садик, и чуть не попала под колеса огромного «КАМАЗа». На дороге сразу образовался затор. Женщине помогли встать. Плача от боли и потирая ушибленную ногу, она говорит, что оступилась. Такое здесь не впервые. То, что часть оживленной улицы, носящей имя великого русского критика Белинского, в Соцгороде уже много лет не освещается, знают все. Особенно хорошо этот факт известен в травмпунктах, куда с этой улицы часто поступают пациенты с ушибами и переломами. Да и криминальная ситуация не радует.

Жители нашего микрорайона обращались и обращаются во все инстанции, но вопрос почему-то не решается годами. Кажется, даже стаи местных бездомных собак стараются не пробегать по этому участку. Ведь здесь нет даже столбов для установки светильников. Понимаю, что у городских властей сейчас много проблем - на подходе Всемирная универсиада. А до этого было 1000-летие Казани, а затем предстоит грандиозный чемпионат мира по футболу. Не до мелочей...

Но по этой темной улице, рискуя жизнью, каждый день приходится передвигаться сотням казанцев, часто с детьми.

Получается, жители нашего микрорайона начинают свой день с дороги на работу по неосвещенной улице, плохого настроения и так же в потемках его завершают. Особенно остро темнота ощущается зимой и осенью. А ведь улица Белинского - единственный путь к общественному транспорту в этом крупном жилом массиве. Проблему нужно решать!

Что можно сделать, спросите? Если у города нет средств на столбы, светильники можно установить на плитах ограждения, расположенных вдоль дороги. Или все же поставить несколько современных столбов со светильниками - они станут «лучом света» в нашем районе трудяг.

Мысли в автобусе

То, что господин Белинский «не критикует» не только отсутствие освещения на «своей» улице, становится понятным, когда оказываешься на автобусной остановке. Кровля павильона протекает, он продувается со всех сторон. Фасад не покрашен, с дырами. Вид у остановочного павильона хуже, чем у забора в самом отсталом колхозе в глубинке. В прошлом году в него врезалась бетономешалка. Последствия ДТП остались, видно, на века. Заляпана и табличка с названием остановки. А столбы со светофорами угрожающе накренились. Вот-вот упадут на головы пешеходам или на проезжую часть...

Кстати, и светофор в направлении улицы Тэцевской не исправен. Красный со стороны остановки не загорается. Обычное дело: стоят здесь пешеходы и гадают, когда перебегать. Про табло с информацией о графике передвижения автобусов даже речи нет. Это несбыточная мечта пассажиров. Хотя по этой улице, между прочим, регулярно провозят иностранные делегации со всего мира на вертолетный завод! В 2012 году, правда, уложили новый асфальт, но другие перечисленные проблемы остались. На мой взгляд, порядок на остановке навести просто. Обязать отремонтировать данный объект владельца здешней торговой точки. А светофоры - специальные службы города. Не следят - наказывать. Это же безобразие!

...Вот подъехал красный автобус. Садимся, точнее, влезаем в него. Мы давно привыкли, что остановки на этом маршруте объявляют по настроению. У кондукторов нет форменной одежды - одеты кто во что. Культура вождения и обслуживания - отдельная тема. Ладно, думаю, хорошо, что хоть едем. С другой стороны, мы ведь живем в XXI веке! Пора уже во всех автобусах установить информационные табло, где в режиме бегущей строки высвечивались бы названия остановок со звуковым дублированием. Для кондукторов нужно ввести современную форму. В салоне автобусов 29-го маршрута нет крупной, хорошо читаемой схемы движения с названием остановок. Эту информацию можно расположить над входными дверями. Чтобы всем было видно.

Мы, казанцы, конечно понимаем, что в городе не хватает автобусов. Но такие вопросы, как информационное табло со звуковым сопровождением, можно решить и без больших вложений. Да и кондукторов одеть в форму можно. Ведь оплату за проезд в общественном транспорте не забывают регулярно повышать!

Справка
В Казани есть образцовые маршруты, например троллейбуса №1. Ездить в нем одно удовольствие: тепло, культурно, вся информация подана в удобной форме.

Немного о памятниках и символике в городе

Добрались наконец до центра столицы республики. «Что это за зверь с сосульками и дырками по бокам нас встречает?» - спрашивает мальчик, вышедший из автобуса. А мама ему отвечает: «Это символ нашей республики - Ак Барс». Как он сейчас выглядит, видно на фото №1. А установлена скульптура в самом центре города - в начале Булака, к тому же перед объектами культуры и образования - театром им. Г.Камала и корпусом педуниверситета. В таком виде и простоял всю зиму. Но ведь это летнее цветочное чудо нужно было просто укрыть или превратить в зимний вариант. Ни в одной стране мира так не обращаются с государственными символами, даже в виде цветочных композиций... Это замечание я услышал однажды от гостей нашего города. Нельзя так относиться к символам и памятникам!

Другой пример - на фото №2. Угадайте, кому поставлен этот памятник? Надписи нет. Зато есть сходство у обеих фотографий. Оба арт-объекта заброшены и бесхозны. Вот так и живем... Но ведь памятники можно закрепить за учебными заведениями или предприятиями, как это делалось в советские времена.

памятник Серго Орджоникидзе в Соцгороде

Еще на этом маршруте бросается в глаза вот что: на фасадах домов, например на улице Декабристов, уже через год после ремонта почему-то облезает побелка. Причем даже на кремлевских стенах! Через два-три года здания снова в лесах, их заново белят. Вид неэстетичный. Не верится, что сейчас нет хороших и качественных стройматериалов. Про общественные туалеты в этих местах речи даже не завожу. Они просто отсутствуют. Зато реформы МВД видны - в начале улицы Белинского закрыли единственный в микрорайоне стационарный пост полиции. Темно и нет полиции - гуляй, братва!

Следующее предложение: в Казани практически нет световых датчиков с указанием температуры воздуха, давления, уровня влажности и радиационного фона. Такие табло можно установить на крупных городских объектах. А начать, например, с Московского рынка, где каждый день бывает масса народа. Это тоже элемент экокультуры, отличительный признак цивилизованного города.

Чтобы не было стыдно перед гостями Универсиады

Город наш хорошеет. На Универсиаду мы ждем гостей из многих стран мира. Время что-то сделать еще есть. Думаю, стоит обратить внимание и на другие городские памятники. Их нужно отреставрировать, подкрасить, благоустроить прилежащие территории. Мы, горожане, можем внести реальную лепту - надо только активнее участвовать во всех мероприятиях по озеленению города, своего двора. Не мусорить и вести себя прилично в общественных местах. Кто, если не мы? Мне лично очень хочется чувствовать себя в нашем городе, как дома, хозяином, а не «проходимцем» улиц. Начать же каждый должен с себя, чтобы не было мучительно стыдно перед гостями Универсиады.

Справка
На фото №2 - памятник Серго Орджоникидзе, первому наркому тяжелой промышленности СССР, расположенный в Соцгороде. «Железный нарком» внес огромный вклад в развитие тяжелой промышленности и строительство заводов по всей стране, и в Казани в частности.