О БЕДНОМ БЮДЖЕТЕ ЗАМОЛВИТЕ СЛОВО

На прошедшей XVIII сессии Казанского Совета народных депутатов одним из главных вопросов являлось рассмотрение проекта бюджета города Казани на 2004 год. После длительного обсуждения он был принят.

news_top_970_100

Доходы

Доходная часть бюджета на 2004 год прогнозируется в объеме 7 млрд. 809 млн. рублей. Из них собственные доходы составляют
4 млрд. 322 млн. 130 тыс. руб., помощь бюджета РФ - 2 млрд. 670 млн. руб., субвенции (форма финансовой помощи отраслям, находящимся в трудных финансовых условиях) из бюджета РТ - 816 млн. 799 тыс. руб.

Основная доля в бюджете приходится на налог на доходы с физических лиц - 57% (прогноз налога произведен с учетом увеличения фонда оплаты труда в 1,2 раза, связанного с ростом средней з/платы - в 2004 г. она составит 6320 руб.), налог на имущество - 10%, налог на прибыль организаций - по ставке 2% от налогооблагаемой прибыли, налог на игорный бизнес и др., а также неналоговые доходы.

Искусственно развернутая доходная часть в размере 672 млн. рублей будет направлена на содержание и ремонт объектов внешнего благоустройства (263 млн.), капитальный ремонт бюджетных учреждений и приобретение для них оборудования (150 млн.), содержание милиции, организацию летнего и зимнего отдыха и т.д.

Расходы

Расходы составили 8 млрд. 240 млн. 782 тыс. руб. Дефицит, таким образом, запланирован в размере 431 млн. 853 тыс. руб. - 10%. Источниками покрытия дефицита должны стать: дополнительные доходы, полученные при исполнении бюджета города, займы от кредитных организаций, бюджетные ссуды, доходы от продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности, и т.п.

Рост расходов бюджета города на 2004 год составил 38% против 2003 г.

Приоритетными направлениями здесь остаются образование, где расходы определены в размере
2 млрд. 529 млн. руб. (это в 1,2 раза выше, чем в 2003 году), финансирование жилищно-коммунального хозяйства, куда будет направлен 1 млрд. 70 млн. 900 тыс. руб. На содержание учреждений здравоохранения выделено 675 миллионов. На мероприятия по физкультуре и спорту - 217 млн., на социальное обеспечение - 141 млн., на содержание органов государственной власти и управления - 224 млн. рублей.

Отдельно отметим средства, предусмотренные на реализацию программы «Сохранение и развитие исторического центра Казани», -
2 млрд. 200 млн. руб.

Комментарий

Прокомментировать принятый проект бюджета мы попросили начальника финансового управления администрации г. Казани Рифнура Сулейманова:

- Бюджет города на 2004 год формировался в очень сложных условиях. При этом мы столкнулись с проблемой соотношения доходов и расходов. Главной причиной этого стало уменьшение доходной базы: отмена налога с продаж, установление нового порядка определения облагаемого имущества юридических лиц, отмена сбора на содержание милиции и т.д. В целом от этих изменений потери городского бюджета составили около 500 млн. рублей.

Его параметры, определенные республикой, оказались недостаточными для удовлетворения жизненно важных расходов. В текущем году, например, средства, рассчитанные по нормативам в министерстве финансов и направленные в сферу ЖКХ, были исчерпаны уже к сентябрю. Нам пришлось за счет привлечения кредитов восполнять нехватку финансов.

В связи с этим - чтобы не допустить подобной проблемной ситуации - мы впервые применили на практике концепцию искусственного развертывания доходной части. Тем самым поставили себя в такие условия, что для выполнения плана, хочешь не хочешь, придется усиленно работать, добиваться поставленных задач.

Кроме того, по сравнению с 2003 годом доходная часть бюджета на 2004 г. снизилась на 1 млрд. 200 млн. руб. Это произошло вследствие снижения норматива отчислений главного источника доходов - налога на доходы физических лиц - с 86,8% до 56,6%. А ведь 1% этого налога в городе составляет 40 млн. рублей.

Следует отметить, - также заявил Рифнур Хайдарович, - что с каждым годом распределение собранных на территории РТ налогов изменяется не в пользу города. Так, например, два года назад в казну их поступало 29%. При том что в федеральный и республиканский направлялось 53% и 18% соответственно. А в следующем в городскую казну поступит всего 12%. В то время как в Россию уйдет 57%, а в республику - 31%. Ситуация такова, что контроль за доходами остается в руках центра, а ответственность за расходы ложится на плечи местных бюджетов.

Рассмотрим вариант и с налогом на прибыль с предприятий. Он составляет 24%. В городской бюджет поступает лишь 2%. 5% и 17% - соответственно в РФ и РТ. И это все при том, что Казань собирает львиную долю налогов, производит более 40% валового регионального продукта. Таким образом, мы оказываемся в положении изгоя. В связи с этим наш бюджет растет неимоверными усилиями специалистов. Выходит, что в первую очередь за счет казанского бюджета республиканские власти покрывают отчисления в федеральную казну.

В целом можно констатировать, что бюджетные средства города рассчитаны скорее на поддержание текущего положения дел во всех жизненных отраслях, будь то промышленность или сфера ЖКХ. Говорить о развитии последних пока не приходится.

Давно назрела необходимость разработки целевых программ. Возьмем, к примеру, оптимизацию бюджетных расходов. Допустим, где-то в районе республики построили школу, рассчитанную на 300 - 400 мест. Учеников гораздо меньше, чем готова принять школа. При этом за все оказанные услуги (свет, газ и проч.) приходится платить. А в городе функционируют двух- и даже трехсменные школы. Решить проблему оптимизации без целевой программы трудно, если не сказать невозможно. Поэтому оптимизация проводится неэффективно.

Таким образом, всем специалистам, принимавшим участие в разработке проекта бюджета города, в 2004 году предстоит проделать огромную работу. И хочется верить, что она станет успешной.

Зуфар ДАВЛЕТШИН.

news_right_column_240_400
news_bot_970_100