"ПЬЯНЫЙ" БЮДЖЕТ

Большой подарок сделали региональным властям федералы - с 1 января 100 процентов акцизов на водку будут поступать в местные бюджеты. Вот где стимул для скачкообразного расширения объемов производства того же республиканского монополиста "Татспиртпрома" - если в нынешнем году мы еще "отстегивали" половину водочных сборов в общероссийскую казну, то с будущего сможем спаивать население республики исключительно в интересах повышения собственных налоговых поступлений.

news_top_970_100

Большой подарок сделали региональным властям федералы - с 1 января 100 процентов акцизов на водку будут поступать в местные бюджеты. Вот где стимул для скачкообразного расширения объемов производства того же республиканского монополиста «Татспиртпрома» - если в нынешнем году мы еще «отстегивали» половину водочных сборов в общероссийскую казну, то с будущего сможем спаивать население республики исключительно в интересах повышения собственных налоговых поступлений.

Впрочем, и в уходящем 2003 году потребление горячительных напитков в Татарстане возросло на 5 процентов. Тенденция все более частого приобщения наших граждан к бутылке уверенно сохраняется третий год. Об этом поведал журналистам начальник Госалкогольинспекции республики Алексей Казаков. Без тени тревоги или волнения - наоборот, преподнес сей факт как пример борьбы за успешное наполнение республиканского бюджета. Да и премьер Рустам Минниханов на недавних налоговых дискуссиях в Кабмине и Госсовете РТ подчеркнул: поиск дополнительных источников доходов (взамен выпадающих из республиканской казны в федеральную) нужно начинать именно с производителей алкоголя - отрасль, где более быстро и эффективно окупаются инвестиции, найти трудно.

Не хочется спорить с руководителем правительства, но печальный факт того, что налоги со спаивания татарстанцев остаются вторыми по величине после нефтяных в бюджете Татарстана, увы, бесспорен. И власти делают все для того, чтобы их увеличить, а значит, и бросить в удушающие объятия зеленого змия как можно больше новых жертв. Другого способа компенсировать уплывающие в Москву доходы казны у нас, похоже, попросту не видят.

А если бы видели, то, наверное, не взялись бы столь рьяно защищать внутренний рынок республики от «чужих», «импортируемых» из других регионов России «слабо-» и «крепкоградусных» напитков. Даром что и самарские, и осетинские, и московские «роднички» опережают наши «пшенички» да «чистопольки» по всем параметрам - от их реализации республиканской казне достанется всего 80 процентов акцизов. Ясно, что у чиновников руки чешутся оградить татарстанский рынок от нашествия «иногородних» - для этого, по мнению чиновников Кабмина, хороши все средства. Вот и провели недавно «совещание» с оптовыми алкогольными поставщиками Татарстана, на котором в добровольно-принудительном порядке «посоветовали» всем импортерам «зеленозмеиной» отравы прекратить ввоз так называемых дешевых водок - по оптовой цене до 64 рублей за литр.

На практике это означает, что мы вновь (как это было в 2000 году) лишимся всех 9 сортов «Родника», а вкупе с ними и аналогичных по названию с республиканскими привозных «Пшеничной», «Русской», «Столичной». Хотя за 8 месяцев нынешнего года доля реализуемых в республике «импортных» водок едва превысила 7 процентов, их количество все-таки возросло по сравнению с прошлым в два раза.

Насколько законна практика искусственного алкогольного «протекционизма» на внутреннем рынке Татарстана - вопрос особый. По крайней мере, большинство коммерсантов-оптовиков возмущены - в подавляющей части российских регионов доля собственных и привозных «сорокаградусных» колеблется между 60 - 40 и 70 - 30 процентами. К тому же «добрые пожелания» татарстанского правительства однозначно разрушают единый внутренний рынок России - по 8-й статье Конституции РФ «гарантируется... свободное перемещение товаров, свобода экономической деятельности». А в соответствии с 74-й статьей «не допускается установление каких-либо препятствий для перемещения товаров... Ограничение перемещения товаров и услуг допускается только в соответствии с федеральным законодательством».

На него-то да на здоровье своих сограждан наши правительственные клерки плевать и хотели: сами они предпочитают зарубежные и московские бренды, для простонародья же сойдет и местная «Пшеничная». В условиях, когда бюджет республики становится все более «пьяным», о качестве заботиться не приходится - главное, наполнить его побыстрее «косыми» деньгами. Тем более что с будущего года акцизы на водку вновь возрастают на 18 процентов.

Дмитрий ВИШНЕВСКИЙ.

news_right_column_240_400
news_bot_970_100