На прошедшем в Казани учебном семинаре по вопросам применения нового Федерального закона «О техническом регулировании» заместитель начальника Научно-технического управления Госстандарта России Валерий Зимник разъяснял его положения. Несмотря на его подробный рассказ во время перерывов нередко можно было услышать: «Вы что-нибудь поняли?», «Ничего не уяснил, надо будет разобраться», «Что-то не особенно дошло...»

Многие пункты закона и в самом деле остались не прояснены. Директор ФГУ «Татарстанский ЦСМ» Валерий Гогин также признал, что новый закон действительно сложен и даже в некоторой степени «философичен». Тем не менее реализовывать его придется.

Принятие этого законопроекта диктовалось не только правилами игры, действующими на мировом рынке, но и необходимостью ревизии всех существующих требований к продукции. Со дня вступления его в силу были отменены два предыдущих: «О стандартизации» и «О сертификации работ и услуг».

- Закон вызван современной экономической конъюнктурой, - отметил Валерий Алексеевич, - задачами преодоления препятствий в виде административных барьеров для развития бизнеса и стимулирования предпринимательской инициативы. Теперь обязательное количество требований к продукции уменьшится, останутся только те, что гарантируют ее безопасность. Данные требования будут вводиться в так называемые технические регламенты (их примет Государственная дума, а в отдельных случаях - при необходимости - президент либо правительство). Через них государство дает больше свободы предприятию, но при этом повышает его ответственность за конечный результат. Если раньше государство диктовало условия создания продукта, его технические характеристики, то сейчас производитель получил в этом плане карт-бланш. В то же время законом предусмотрен принудительный отзыв продукции в случае ее несоответствия требованиям безопасности. Изменится и наименование: теперь они не ГОСТ, а «национальные стандарты» (терминология ВТО). Утверждать их будет федеральный орган по техническому регулированию. Сегодня это Госстандарт России. Законом устанавливается их добровольный статус: предприятие-производитель может принять любой стандарт, который ему симпатичен (в том числе и другой страны), имеет право представлять приемлемые процедуры доказательства соответствия продукции установленным требованиям. Однако в случае ссылки в национальном стандарте на требования технического регламента первый автоматически становится обязательным для применения.

Мы поинтересовались у Валерия Гогина недостатками нового закона.

- В нашей стране новшества в законодательстве приводят к тому, что на плечи реализаторов взваливается тяжелая ноша, которую приходится нести. Как таковой недостаток заключается только в том, что воплощение в жизнь этих положений - действительно трудоемкий процесс. Ведь отменили два закона, заменив их одним. В связи с этим по мере разработки и введения в действие технических регламентов на различные виды продукции до 2010 года государственные стандарты будут пересматриваться, отменяться или станут приниматься новые национальные стандарты (на сегодняшний же день пока все государственные стандарты обязательны для применения).

На вопрос о том, не сняло ли государство с себя все обязательства в отношении качества продукции и негативных последствий ее потребления, директор ФГУ «Татарстанский ЦСМ» ответил так:

- Что касается качества, то здесь вы правы. Ответственность в этом плане возложена на производителя. Но в случае отрицательных последствий (например, отравлений и других неприятностей) использования сертифицированной продукции, допущенной на рынок, государство, конечно, отвечает перед потребителем, причем вместе с изготовителем. Не нужно забывать, что, получив самостоятельность в выборе стандартов, организации одновременно берут на себя и больше обязательств...

Для усиления взаимодействия с предприятиями будут создаваться ассоциативные органы, которые также смогут принимать консультационное участие в выработке технических регламентов.

Зуфар ДАВЛЕТШИН.