МАРШРУТНЫЕ СУТЯЖНИКИ

Обилие "газелек" и "пазиков" на казанских трассах стало столь велико, что без наведения элементарного порядка перевозка горожан становится все более опасным и рискованным бизнесом.

news_top_970_100

Обилие «газелек» и «пазиков» на казанских трассах стало столь велико, что без наведения элементарного порядка перевозка горожан становится все более опасным и рискованным бизнесом.

Администрация Казани по примеру других поволжских соседей организовала среди владельцев пассажирских маршрутов тендеры на право организации перевозки горожан. 19 февраля нынешнего года вышло первое подобное постановление «Об организации и проведении открытых конкурсов на право перевозки пассажиров». Оно полностью соответствовало Закону Российской Федерации 1992 года «О защите прав потребителей».

Вслед за тем глава казанской администрации выпускает еще одно постановление: «Об организации формирования и исполнения муниципального заказа г. Казани», по которому все услуги по пассажирским автоперевозкам стали относиться к сфере городского заказа - соответственно предприниматели допускались к праву на их оказание только на условиях конкуренции через открытые конкурсы и соблюдение целого комплекса мер безопасности движения. С победителями конкурсов администрация в лице столичного комитета по транспорту и Минтранс республики заключали специальные договоры - владельцам маршрутов оставалось лишь исправно исполнять условия тендеров да не нарушать Правил дорожного движения.

В современном автоизвозчицком бизнесе собственностью являются не только и не столько «газельки» на трассах (которые сегодня легко взять в кредит), сколько проложенные и освоенные маршруты с «прирученными» пассажирами, остановочными площадками, базами обслуживания. Поэтому любое покушение на чужие уже освоенные рейсы воспринимается как рука чужого дяди в собственном кармане.

Подобными настроениями некоторых автоперевозчиков и воспользовался небезызвестный казанский бизнесмен, руководитель так называемого Некоммерческого партнерства Республики Татарстан Олег Горлик. От имени явно введенных им в заблуждение предпринимателей он еще летом подал иск в суд на казанскую администрацию с требованием отмены постановления об организации открытых конкурсов, которое якобы не соответствует Закону «О конкуренции».

Расчет Олега Михайловича был прост - запугать бизнесменов возможностью передела собственности, выхода на их линии чужих машин. Между тем именно возглавляемое Горликом Некоммерческое партнерство уже давно пыталось монополизировать рынок пассажирских автоперевозок, присвоив функции государственной власти: Олег Михайлович в обход комитета по транспорту выдавал паспорта на маршруты, делил линии и рейсы. И тут вдруг над его отлично налаженным бизнесом нависла угроза: он не участвует в конкурсах или проигрывает их один за другим. Владельцы маршрутов, почуяв новые рыночные условия, все чаще стали уходить из Некоммерческого партнерства в Ассоциацию частных автоперевозчиков Казани - тем самым автобаза КПОГАТ-3, гендиректором которого был Горлик, лишалась значительной части доходов от отстоя и обслуживания маршрутных такси.

В конце июля Вахитовский суд Казани отклонил иск Олега Горлика и группы автоперевозчиков по поводу незаконности постановления казанской администрации об организации открытых конкурсов. А уже 31 июля вышли выпущенные Минтрансом «Временные правила об организации маршрутных городских (поселковых) пассажирских перевозок в РТ», где заказчиком по организации городских рейсов выступило само министерство.

Казалось бы, все точки над «и» поставлены. Но Олег Михайлович обжалует решение Вахитовского суда сначала в Арбитражном, а потом в Конституционном суде РТ. И всюду получает отказ - постановления казанской администрации вполне законны. Тем более что добросовестность конкуренции на рынке пассажирских перевозок постоянно контролирует Ассоциация частных автоперевозчиков Казани. Недавно правление Ассоциации приняло решение о создании исполнительной дирекции (согласно 401-му постановлению «О создании организатора перевозок»). Ассоциацией созданы специальные аттестованные пассажирские автобазы во всех районах, члены правления активно участвуют в рейдах транспортной инспекции - безопасность работы маршруток контролируется ими так же строго, как и сотрудниками ГИБДД.

Но утратившие власть бывшие монополисты не сдаются - уж больно не хочется терять «халявные» прибыли. Сколько-то еще исков будет подано ими в судебные инстанции под благородным предлогом борьбы за чистоту и честность конкуренции на авторынке - Аллаху известно...

Дмитрий ВИШНЕВСКИЙ.

news_right_column_240_400
news_bot_970_100