Остап Бендер говорил, что знает четыреста способов «честного» отъема денег у сограждан. Нынче их, вероятно, тысячи. Нашим людям явно недостаточно горького опыта вкладчиков «МММ», «Хопра» и прочая. Вот почему мы и решили побеседовать о том, что надо делать, чтобы не стать жертвой мошенников, с известным казанским ученым, кандидатом психологических наук Рамилем ГАРИФУЛЛИНЫМ.

=- Скажите, есть ли определенный типаж у человека, который попадает на удочку ловкачей?

- Чаще всего обманывают одних и тех же. В чем тут дело? Да в том, что не везет людям определенного психологического склада - так называемого внушаемого типа. Они очень эмоциональны, легко заводятся, поэтому более управляемы и поддаются самым простым формам внушения. Например, их легко загипнотизировать: на любых сеансах они чувствуют тяжесть в ногах и все что положено.

По статистике к внушаемому типу относится примерно 12 процентов населения (причем женщины среди них преобладают). Но в России таких явно больше, чем на Западе. У нас из любых 200 человек с улицы, которых вы соберете на презентацию, как минимум 20 окажутся гипнабельными. Они с энтузиазмом раскошелятся на совершенно ненужные товары или услуги, отстегнут на открытие мифического клуба, сделают вклад под честное слово приветливого менеджера.

=- Так что же им делать, Рамиль Рамзиевич, неужели эти люди должны всю жизнь оказываться в роли Буратино на поле чудес?

- Им просто нельзя участвовать ни в каких рекламных акциях, розыгрышах, финансовых играх и тому подобных вещах. А любые важные решения, связанные с деньгами, в одиночку вообще лучше не принимать - тем более на эмоциональном подъеме, вызванном чьими-то словами, рекламным каталогом и т.п. Если вы такой или такая, берите с собой в магазин или на презентацию знакомых, которые в случае чего удержат вас от опрометчивых поступков.

=- Ну а остальные люди, не очень-то поддающиеся гипнозу и обману, они что - могут всюду ходить и ничего не бояться?

- Нет конечно. Большинство фирм, в которых отъем денег у сограждан поставлен на поток, не могут себе позволить ориентироваться лишь на 12 процентов населения. Они работают на всех. И используют как прямые формы воздействия на «лохов», так и более изощренные, как правило, уже хорошо отработанные на Западе. Один из них - так называемый эрексонианский гипноз. Это внушение «от противного». При обычном гипнозе установки даются напрямую: «Сейчас у вас потяжелеют руки-ноги». При эрексонианском они звучат примерно так: «Я никак на вас не воздействую. Если у вас вдруг потяжелеют руки-ноги, не обращайте на это никакого внимания». Заявления, что продукция фирмы «не для всех», а потому не распространяется через обычные магазины (этот прием часто используется в сетевом маркетинге), - из той же серии. Как и требования прийти на презентацию исключительно с паспортом и женой, иначе не пустят (любимый трюк «тайм-шерщиков»); особые списки с персональными номерами, по которым якобы проводятся почтовые розыгрыши, и т. п.

=- Какие приемы эмоционального воздействия используют чаще всего современные «кидалы»?

- Ну, прежде всего сулят, что вы быстро и без труда разбогатеете. Например, присылают конверт, на котором крупно и красиво написано: «Вы выиграли квартиру в Москве». Причем в конце фразы может стоять маленький знак вопроса, который не сразу и заметишь. Многие фирмы обещают вылечить нас от всех болезней, в том числе хронических и неизлечимых. Задайте себе вопрос: почему этот гений-целитель не гремит на весь мир, а набирает клиентов, публикуя объявления в газетах?

Немало фирм, которые в качестве подтверждения чистоты своих намерений постоянно ссылаются на авторитеты: «Мы уполномочены правительством Москвы», «Про нас в газетах пишут», «У нас лечились актер А. и политик Н.». Имейте в виду, «пишут в газетах» может означать только то, что фирма дает там свою рекламу, а городские власти нередко лишь после скандала узнают о существовании «уполномоченных» ими компаний и т. д. Еще один признак. В присланных или врученных вам бумагах присутствует красочно оформленный сертификат с большой печатью, который якобы подтверждает обязательства фирмы. Чаще всего это просто красивая бумага, которая не имеет никакой юридической силы, - такую же на хорошем компьютере может сделать даже ребенок.

=- А как определить, легко ли человек поддается внушению?

- Достаточно ответить честно на следующие вопросы. Липнут ли к вам на улице цыганки, «лохотронщики», представители каких-нибудь религиозных сект? В первую очередь вы делаете то, что вас просят другие, а уж потом то, что нужно лично вам? Вы постоянно всем сочувствуете, легко проникаетесь чужими проблемами? Окружающие часто говорят, что вы добрый человек? Вам свойственно быстро увлекаться новыми идеями, причем до такой степени, что перестаете замечать все вокруг? Вы творческий человек?

Если на все или большую часть вопросов ответ был положительным, вы яркий представитель такого типа людей. Так что если завтра вам предложат вложить все деньги в новый банк, советую крепко подумать, прежде чем решиться на это.

Беседовал Владимир МУЗЫЧЕНКО.