Не секрет, что развитие туризма для властей Татарстана - один из приоритетных проектов. Но, похоже, что сами они пока не очень довольны количеством гостей, которые посещают республику, иначе с чего бы они обратились к известной австрийской консалтинговой компании Kohl&Partner, которая специализируется на консультациях в сфере туризма.

Один из главных вопросов, который ставился перед иностранными специалистами: что мешает развитию туризма в Татарстане? И всего семь дней поездок по республике хватило менеджеру проекта Кристоферу Мартину Хинтереггеру и консультанту Маттиасу Хаутли, чтобы сказать свое веское слово.

Взгляд со стороны прежде всего увидел проблему коммуникации. Оказывается, некоторые до сих пор путают и отождествляют Казань и Татарстан с Казахстаном, Узбекистаном и другими республиками. Конечно, это вопрос образования и кругозора отдельного человека. Ведь даже граждане нашей необъятной страны порой задаются в поездах подобными вопросами. Но тем интереснее добиться того, чтобы Казань и Татарстан как целостную и отличную от других республику знали все - от мала до велика, несмотря на индивидуальные сложности с географией.

Еще одним серьезным препятствием для туристического прорыва является неэффективность использования акватории республики. Австрийцы уверены: главная и прекрасная водная артерия реализует далеко не все свои возможности. Волга и выше, и ниже Казани периодически мается от безделья из-за проблем... с речной навигацией.

Республиканские власти с оценкой иностранцев согласились на все сто.

- Кажется, за последние двадцать пять лет на воду не было спущено ни одного нового судна. А эксплуатация и поддержание существующих в исправном техническим состоянии судов с каждым годом становится дороже, - заявил на пресс-конференции в прошедший понедельник замминистра по делам молодежи, спорту и туризму Сергей Иванов. - Кроме того, на реке огромное количество организаций, каждая из которых что-то регулирует. Поэтому и себестоимость круиза очень высока. Даже поклонники речных круизов, сопоставляя цены, делают выбор в пользу отдыха за рубежом.

Соответственно, отсюда следует очень важный вывод: одной действующей ведомственной программы развития туризма в республике на 2013 - 2016 гг. будет явно недостаточно.

Новая задача, обозначенная Сергеем Ивановым перед журналистами, звучит солидно и бескомпромиссно: весь Татарстан должен быть вовлечен в туристический оборот. Одной Казани туристам будет мало. Поэтому с австрийцами был также заключен контракт для последующей разработки рекомендаций по стратегическому позиционированию Татарстана в турсфере.

Основной вопрос, который ставят перед министерством и иностранными специалистами: что уникального может предложить Татарстан на глобальном туристическом рынке? И еще немаловажный: что нужно сделать, чтобы максимально эффективно реализовать наш туристический потенциал?

На разработку рекомендаций у компании уйдет четыре месяца. В ноябре в минмолодежи будет представлен черновой вариант мастер-плана.

Но одними рекомендациями профессионалов дело не ограничивается. В двух самых популярных среди россиян соцсетях созданы группы «Новые проекты в сфере туризма», где каждый может предложить свои идеи.

- Зачастую препятствием для хороших идей становится излишняя формализация процесса: заполнение заявок, образцов и т. д. Группы созданы для того, чтобы максимально упростить эту процедуру. Если в публикуемых предложениях мы увидим рациональное зерно, то будем более тесно взаимодействовать с авторами интересных идей, - резюмировал Сергей Иванов.