На прошлой неделе в КСК КГУ «УНИКС» прошел спектакль «Кармен» в постановке Романа Виктюка с Ириной Апексимовой в заглавной роли. Этот дуэт уже представлял в Казани свой спектакль «Наш Декамерон XXI». Но на этот раз актриса, известная по сериалам «День рождения Буржуя» и «Клетка», меньше говорила и больше танцевала.

- Мир знает Кармен больше по опере Бизе или хотя бы по балету Щедрина. Вы же взяли пьесу модной ныне Людмилы Улицкой, написанную давно для кукольного театра.

- Наша Кармен идет от Мериме, одноименную новеллу которого сегодня мало кто читал, а не от оперной карамели, где поется больше про любовь, чем про цыганский инстинкт свободы. К сожалению, любовь не всегда ведет к свободе. Скорее даже наоборот.

- Вы десять лет успешно работали в прославленном МХАТе имени А.П.Чехова, тем не менее ушли в «свободный полет». Свобода - это ваша тема?

- Тут палка о двух концах. В репертуарном театре можно работать спокойно до старости, выходить на поклоны с прославленными мастерами - Мягковым, Невинным. С другой стороны, так надоело, что в этой жизни от тебя ничего не зависит! В собственном театре я могу себе позволить выходить на сцену с теми, кто мне интересен. Могу выбирать роли, какие интересны мне, и приглашать режиссеров, с которыми хочется работать. В репертуарном театре всегда выбирают тебя и главные роли не всегда дают именно тебе.

- Тем не менее недавно вы сыграли в «Вишневом саде» небольшую роль Шарлотты.

- Малость роли компенсировали великий драматург Антон Павлович Чехов (международный фонд Станиславского посвятил проект столетию написания пьесы) и великий режиссер Эймунтас Някрошюс, у которого я готова была сыграть что угодно, хоть прохожего. Очень хотелось поработать с этим выдающимся мастером. После окончания ГИТИСа Някрошюс еще ни разу не соглашался работать с русскими актерами, хотя его «Гамлет» и «Макбет» идут во многих странах мира.

- Когда вас приглашают сниматься в кино или телесериалах, вы тоже выбираете?

- Где ж это у нас снимают кино, скажите на милость! Увы, что снимают - в том и снимаемся. Слава Богу, пока еще не во всем подряд. А разницы между кино и телесериалами я вообще не вижу, может быть лишь хороший фильм или плохой. Между прочим, известного российского снобизма, мол, в «мыльных операх» сниматься зазорно, я решительно не поддерживаю. Когда нам с Валерой Николаевым было туго, мы с ним исполняли степ в ночных клубах - деньги не пахнут! Другое дело, хорошо ты танцуешь или плохо. Кстати, можете убедиться, как мы стучим чечетку, в фильме Меньшова «Ширли-мырли».

- Когда казанцы увидят вас снова? Чем удивите в следующий раз?

- Через год, надеюсь. Мы запланировали на осень будущего года премьеру музыкального спектакля «Веселые ребята». Великая музыка Исаака Дунаевского и вечная история Золушки предстанут в оригинальной пьесе Вадима Жука и Игоря Иртеньева. А Максим Дунаевский делает новую аранжировку и дописывает около двадцати номеров. К сожалению, легендарный фильм Георгия Александрова и Любови Орловой смотреть уже невозможно - он умер естественной смертью, технически устарел. Многие сюжетные линии в сценарии Николая Эрдмана остались в картине незаконченными.

- И вы, конечно, снова будете много танцевать, как в «Кармен»?

- Я много плясала еще во МХАТе, даже в «Горе от ума», играя Софью. А в образе баронессы Штраль даже на шпагат садилась. Современной драматической актрисе необходимо профессионально владеть вокалом и танцем, этому я и училась в Америке. Так что в «Веселых ребятах» буду еще и много петь!

Беседовал Александр ВОРОНИН.

СПРАВКА «КВ»

Ирина АПЕКСИМОВА родилась в Волгограде в семье музыкантов. Начинала в Одесском театре оперетты, где работала дирижером ее мать. Окончила мастерскую Олега Табакова в школе-студии МХАТа. Десять лет работала у Олега Ефремова во МХАТе, получила приз за лучшую женскую роль на фестивале в Париже (1994).

В кино ее снимали Жан Луи Годар (Анна Каренина в фильме «Эти смешные русские»), Юрий Грымов («Му-му», «Мужские откровения»), Денис Евстигнеев («Лимита»). В телесериалах - Юрий Беленький («Мелочи жизни»), Сергей Белошников («Самозванцы») и другие.

Училась в университете штата Флорида, школе Джулиард (Нью-Йорк), центре Барбикан (Лондон).