Представляем гостя 

Никита Высоцкий родился 8 августа 1964 года в Москве. Он сын Владимира Высоцкого и актрисы Людмилы Абрамовой. После окончания школы год проработал на заводе. В 1986 году окончил Школу-студию МХАТ (курс Андрея Мягкова). Отслужил в армии. Играл в театре «Современник-2», затем организовал свой театр, который назывался Московский маленький театр. С 1996 года - директор Государственного культурного центра-музея В.C.Высоцкого. Сыграл главные роли в фильмах «Призрак», «Урод», «Мышеловка», «Suspens. Север-Юг», «Слушатель», в сериале «Дом на Озерной». Автор сценария фильма «Высоцкий. Спасибо, что живой». Преподает на кафедре режиссуры и актерского мастерства в МГУКИ.


Переборы в ругани и в похвале



- После фильма «Высоцкий. Спасибо, что живой» вспыхнула новая волна интереса к Высоцкому, особенно среди молодежи…

- Да, сметали с полок его книги, скачивали песни и материалы о нем в интернете. Посетителей на этих сайтах было так много, что сервера не выдерживали нагрузок и зависали. В нашем музее тоже был всплеск посещаемости. К нам приходили и школьники, и пенсионеры. Был даже один первоклассник, который знает всего Высоцкого наизусть.

- Фильм вызвал у зрителей очень неоднозначную реакцию, вы были к этому готовы?

- Я понимал, что реакция будет неоднозначной и весь негатив выльется на меня. Но совершенно не ожидал, что многие мои коллеги, друзья начали ругать картину еще до того, как мы ее сделали. Правда, некоторые из них после просмотра подходили ко мне и говорили хорошие слова. И наоборот, были те, кто вначале нас поддерживал, а потом негодовал: «Как вы могли?!»

Я считаю, это качественное кино. Но понимаю людей, которые не приняли фильм. У каждого свой Высоцкий и свое представление о том, каким должно быть кино о нем. Каждый имеет право на свою точку зрения. Другое дело, что были откровенные переборы и в ругани, и в похвале. После одного показа к Сергею Безрукову кинулась женщина и упала перед ним на колени со словами: «Спасибо вам за Высоцкого!» Ну, это перехлест… Серега действительно очень хорошо сыграл и делал  «высоцкие» вещи - взгляд, жест… Он их нигде не мог подглядеть. Он их прочувствовал.

- А каким вы запомнили отца?

- Он был классный, обаятельный, веселый! Я тогда был мальчишкой, и мне нравилось, что он мог стоять на руках, мог смешно рассказывать какие-то истории. И мне хотелось говорить, как он, хотелось водить машину, как он. Наверное, в чем-то я похож на отца, но машину вожу, как пенсионер, очень аккуратно, а он летал по городу.

- Какие ощущения остались у вас от работы над фильмом?

- Были разные моменты: чаще работал с удовольствием, иногда впадал в отчаяние, иногда накатывала страшная усталость, а иногда возникало ощущение невероятного счастья… Когда закончили монтаж фильма, я плакал.

- Новые проекты в кино намечаются?

- Есть идея исторического фильма. К определенному сроку я должен сдать сценарий. А в каком качестве буду вести его дальше - в качестве продюсера или режиссера - жизнь покажет.

Высоцкий в стиле рэп



- На ваш взгляд, какие песни Высоцкого сегодня наиболее востребованы зрителями?

- Совсем слабых песен у него нет. Другое дело, что со временем они переосмысливаются. То одна песня, то другая вдруг начинает звучать по-новому, очень современно и актуально. С юмористическими песнями немного сложнее. Например, «Товарищи ученые»… Я был на концертах отца и сам видел, как люди смеялись до слез. Сейчас молодым ребятам трудно объяснить, почему ученые едут на картошку и в чем тут юмор. А вот в Узбекистане это очень хорошо понимают, там до сих пор ученых и студентов отправляют на хлопок.

- В проекте даже читают рэп на стихи Высоцкого. Не было страшно, что такое смелое их прочтение не поймут и не примут?


- Страшно было, но не потому, что Высоцкий в стиле рэп - это будет очень конфликтно и неоднозначно для молодежи. Для молодежи это как раз интересно. Мы опасались, как такой эксперимент воспримут люди из поколения отца, те, кто привык считать Высоцкого своим.

Миф о раскатанной красной дорожке



- Многие считали Владимира Высоцкого счастливчиком, баловнем судьбы. Ведь он работал в самом популярном театре страны, у него были всенародная любовь, слава, деньги, роли в театре, кино, возможность выезжать за рубеж, но почему в нем ощущается такая неудовлетворенность жизнью?


- Со стороны, может быть, Высоцкий и казался баловнем судьбы,  на самом деле все было не так просто… Скажем, из 130 песен, которые он написал для кино, только меньше полусотни были приняты, остальные отвергнуты. В последние годы отец хотел заниматься режиссурой, и его поманили этой работой. Он должен был снимать «Зеленый фургон» и увлеченно работал над сценарием, но фильм закрыли. Его сняли уже после смерти отца, там главную роль сыграл Дмитрий Харатьян.

В 1973 году Высоцкий совместно с оркестром Георгия Гараняна записали альбом из двух дисков-гигантов: на одном диске пел он, на втором - Марина Влади. Но эта пластинка вышла только спустя много лет после его смерти. Отец очень гордился аудиосказкой «Алиса в стране чудес». Но даже этот детский спектакль не могли выпустить четыре года. Ни одной печатной строки Высоцкого при жизни не было издано. Он писал в стол, что для поэта очень тяжело. И за границу его впервые выпустили не сразу, а только через несколько лет после женитьбы на Марине Влади. То есть перед ним никогда не было раскатанной красной дорожки.

«Не отреагировать на ложь было невозможно»



- Вы выиграли дело против авторов и издателей книги «Владимир Высоцкий - суперагент КГБ». Для вас было принципиально это судебное разбирательство?

- О Высоцком пишут много, в том числе и глупостей. И это нормально. Можно по-разному относиться к воспоминаниям, которые порой противоречат друг другу, но тут была откровенная, абсолютно бездоказательная ложь. Не отреагировать на нее было невозможно. Ведь чем невероятнее ложь, тем проще в нее поверить. Авторы и издатели чувствовали себя абсолютно неуязвимыми. Но суд признал книгу клеветой, остатки тиража были изъяты, издательство оштрафовано. Для нас суд не был самоцелью. Мы хотели показать всем, что есть какие-то границы, которые переходить нельзя.

- Никита Владимирович, как вы рискнули возглавить музей Высоцкого?

- Музей находился в плачевном состоянии. Бабушка и дедушка, которые тогда были еще живы, сказали, что мы с моим старшим братом Аркадием должны что-то предпринять, чтобы навести в музее порядок. Я долго сомневался: идти или нет. Для меня это был непростой шаг. Вначале думал, что за год-полтора справлюсь и уйду. Но до сих пор работаю в музее.

- Не жалко было бросать актерскую профессию?


- Когда пришел в музей, быстро понял, что совмещать эту работу с театром, кино и другими моими амбициозными проектами невозможно. Надо было принимать решение. И я его принял, хотя тогда в музее получал всего 40 долларов, а мне надо было семью кормить. Пришлось крутиться, чтобы зарабатывать. Не жалуюсь и не говорю, что я несчастный человек, что сознательно сломал свою карьеру… Просто я поступил так, как считал необходимым.

Родословная Высоцких


- Интересно узнать родословную вашей семьи…


- Моя бабушка Нина Максимовна из крестьян. Она из семьи Серегиных родом из Тульской области, из-под Бородина. В голодные годы они приехали из деревни в Москву. Ее отец был физически сильный человек, он работал в гостинице «Бухарест», которая располагалась прямо напротив Кремля. Работа у него была серьезная. Скажем так, иногда он помогал загулявшим посетителям выйти из гостиницы. Там же, под лестницей, Серегиным выделили комнатку, где они жили с пятью детьми.

По линии деда не все так ясно. Высоцких много. Часто натыкаюсь на различные версии, откуда пошли наши корни. Одни утверждают, что из Польши, другие - из-под Витебска. Я занимался этим вопросом, но все архивы, хранившиеся в Польше и на Украине, сгорели во время войны. К тому же в советские времена у людей прошлого быть не могло, особенно если это прошлое не совсем пролетарское. А у Высоцких оно, судя по всему, непролетарское. У отцовского деда, которого тоже звали Владимир Семенович, было несколько образований: химическое, юридическое. Он работал юрисконсультом на московской фабрике, которая выпускала косметику. Это был импозантный, умный человек. В нашей семье было много военных. Например, мой дедушка Семен Владимирович и его брат. Родной брат бабушки - летчик. Он был репрессирован в 1937 году, но, к счастью, выжил в лагерях. Потом работал в Ульяновске на авиационном заводе летчиком-испытателем.

- А молодое поколение Высоцких?

- У моего брата Аркадия пятеро детей. Его старшая дочь Наташа и сын Володя живут в Америке. У Наташи отличное языковое образование, она вышла замуж. Володя работает не в сфере искусства. Средний сын Аркадия Никита закончил МГУ, поступил в аспирантуру, Миша и Маша - школьники.

У меня трое детей. Два взрослых сына (Семену 27 лет, Даниилу - 25) и восьмилетняя дочь. Семен живет в Киеве, он неплохой художник, работает в молодежном театре-студии. У Дани экономическое образование, которое включает в себя и изучение китайского языка.

- Удается собираться всей семьей?

- К сожалению, редко. Бабушка не давала всем нам разлететься. Она хотела, чтобы мы общались как можно чаще, по праздникам пекла пироги, собирала всех нас вместе. Нам ее очень не хватает...

Кстати

Стихи Владимира Высоцкого переведены более чем на 70 языков мира. Его активно переводят в Китае. Большой интерес к творчеству Высоцкого - в странах Европы. Недавно на Кубе вышел сборник его стихов на испанском языке в переводе известного кубинского поэта и переводчика Хуана Луиса Эрнандеса Мильяна. В Испании издана книга Высоцкого. В ней собрано 150 стихотворений и тексты даны на двух языках: русском и испанском.


Фоторепортаж смотрите здесь.