ПОЛУЧИТЬ ПРОФЕССИЮ, НЕ ВЫХОДЯ ИЗ ДОМА

В очередной раз отличилась Академия управления ТИСБИ - весной этого года она стала победителем двух федеральных конкурсов по дистанционному обучению. Конкурсы были ориентированы на присвоение учебным заведениям статуса Межрегиональных центров обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья.

news_top_970_100

По итогам одного из конкурсов на базе ТИСБИ открыт Межрегиональный центр дистанционного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья Поволжского федерального округа. По решению второй конкурсной комиссии Министерства труда и социального обеспечения РФ Академия управления ТИСБИ стала головным вузом по проекту «Внедрение дистанционных технологий обучения безработных».

В Академии управления ТИСБИ обучение предусматривает все уровни - от школьного до аспирантуры и диссертационного совета. Но, пожалуй, главнейшая заслуга академии - то, что здесь имеют возможность обучаться инвалиды. Это позволила сделать современная форма организации учебного процесса - социально-ориентированное дистанционное Интернет-обучение. Согласно Закону «О социальной защите инвалидов в РФ» одним из аспектов реабилитации инвалидов является их профессиональная реабилитация, то есть возможность стать конкурентоспособным работником на рынке труда. Что для этого нужно? Прежде всего правильный выбор профессии и полноценное образование. Однако именно для инвалидов у нас наиболее затруднен доступ к получению образования.

Учитывая это, еще в 1988 году в колледже, а затем и в вузе ТИСБИ начали обучение группы слабослышащих. Затем в ТИСБИ была разработана и внедрена Интернет-система дистанционного асинхронного обучения (ДАО) инвалидов по программам высшего и среднего профессионального образования. Сначала она была успешно опробована в Интернет-классе обучения инвалидов Казанского реабилитационного центра инвалидов (РЦИ) в марте 2001 года, после чего получила одобрение Президента Республики Татарстан Минтимера Шаймиева. С этого года и стал реализовываться совместный проект Министерства социальной защиты населения РТ и ТИСБИ по программам высшего и среднего профессионального образования методом дистанционных технологий. На сегодняшний день с их использованием по программам высшего профессионального образования обучаются 90 студентов-инвалидов по специальностям «Юриспруденция», «Финансы и кредит», «Менеджмент» и т.д. Высокое качество обучения подтверждено Международным сертификатом качества ISO- 9001.

Важно, что цель вуза - не только помочь инвалидам получить востребованные специальности высшего, среднего и начального профессионального образования, но и содействовать их последующему трудоустройству. А это гарантия того, что человек с ограниченными возможностями сможет обрести независимость, самостоятельный заработок и достойный уровень жизни. Таким образом, речь идет не только об обучении, но и о социальной адаптации инвалидов в обществе.

А что говорят сами студенты? Ирина МУРДЫНОВА, студентка группы из Альметьевска, инвалид 1-й группы: «Для многих инвалидов, прикованных к инвалидным коляскам и замкнутым в пространстве своей квартиры, это единственный шанс почувствовать себя человеком, не выброшенным за борт жизни. Образование со временем даст возможность устроиться на работу, завести новых друзей, окунуться в жизнь в качестве полноправного ее члена, а не потребителя. Вряд ли существует другая возможность для инвалида-опорника получить высшее образование». Айрат КАЛИМУЛЛИН из Казани, инвалид 1-й группы: «Наличие дома компьютера, подключенного к сети, решает практически все проблемы студента. Все свое внимание студент концентрирует исключительно на самом учебном процессе, а всю остальную работу за студентов выполняют сотрудники ТИСБИ».

Министерство образования РФ, ознакомившись с опытом работы ТИСБИ по дистанционному обучению инвалидов по программам ВПО, в 2002 году определило ТИСБИ в качестве «Федеральной экспериментальной площадки по развитию образования и социальной поддержке детей с особыми нуждами, выравниванию доступа к образованию лиц с ограниченными возможностями здоровья».

И напоследок нельзя не сказать еще об одном важном аспекте данного проекта: он, несомненно, даст толчок новой государственной образовательной политике в республике, направленной на повышение интеллектуального потенциала молодежи с ограниченными возможностями здоровья.

Светлана ГОРДЕЕВА.

news_right_column_240_400
news_bot_970_100